Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Душа»: гениальный мультфильм о том, что смысл жизни — в жизни, а умирать нормально

Рецензия на мультфильм Pixar «Душа» от автора «Корпорации монстров» и «Головоломки»

Главная премьера недели — мультфильм студии Pixar «Душа», вышедший в США онлайн еще месяц назад. Главный герой — неудачливый джазмен Джо, который погибает, не успев добиться высот в музыке. Чтобы вернуться к жизни, дух Джо решает воспользоваться новообретенной подопечной — еще не рожденной душой номер 22, которая не горит желанием попасть на Землю. Режиссером ленты стал Пит Доктер, снявший «Корпорацию монстров» и «Головоломку», а голоса героям подарили Джейми Фокс и Тина Фей. Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков рассказывает, чему учит «Душа» взрослых и детей — и стоит ли последним ее показывать.

Что люди из Pixar взвалили на себя важнейшую миссию объяснить детям смерть, стало ясно еще три года назад, после «Тайны Коко» — удивительной красоты ленты, где милейший мальчик совершал путешествие на тот свет и обратно. Но один трип в мексиканский день мертвых, очевидно, показался студии недостаточным. Поэтому в прошлом году братья-эльфы скорбели по безвременно ушедшему отцу («Вперед»), а теперь вот — на десятой минуте «Души» неудачливый учитель музыки, мечтающий о джазовом олимпе, с концами проваливается в канализационный люк.

Нетрудно спрогнозировать ленте с такой завязкой скромную кассу в здешнем прокате (более щадящая «Тайна Коко» взяла не самые выдающиеся полмиллиарда), особенно на фоне коронавируса и цифрового релиза в США месяц назад, но не суть. На данном этапе не совсем понятны две вещи. Во-первых, на что рассчитывает российский Disney (на всякий случай пожелаем ему удачи и напомним читателям, что не стоит отправляться в места массового скопления людей без запаса антител). Во-вторых, до чего способна дойти Pixar в своей кровожадности (имеет ли смысл ждать мультик, м-м-м, о гибели ребенка?).

Как бы то ни было, «Душа» — кино примерно гениальное, и детям его действительно нужно показывать (пускай во многом оно правда на вырост). Особенно если вы сами не в состоянии подобрать нужных слов для разговора на экзистенциальную тему. Все уже сделали за вас.

Гениально хотя бы то, как «пискаровцы» под руководством Пита Доктера («Корпорация монстров», «Головоломка») и Кемпа Пауэрса (сценарист «Одной ночи в Майами...») ясно и ярко формулируют абстрактные, философские концепции в визуальной плоскости. В «Душе» есть два мира помимо человеческого: в одном находятся еще не родившиеся души, в другой — отправляются после смерти. Главный герой, темнокожий мужчина в шляпке и очках Джо (в оригинале — Джейми Фокс), с некоторым усилием прорывается в первый, хотя по итогам некстати случившегося инцидента с люком должен попасть во второй. На месте он встречает, собственно, души, обладающие формой капелек (и срисованные с аэрогелей — легчайших твердых материалов), а также кураторов, походящих на вожатых в детском лагере. Они — воплощения условного вселенского разума (зловеще позитивного), двухмерные существа, оперирующие в трехмерном мире. Представьте ожившие фигурки, свернутые из проволоки. Подозрения в том, что «Душа» — шедевр, закрадываются примерно в этом моменте, а все прежние технологические заслуги Pixar слегка меркнут.

Лента Доктера и Пауэрса — это лента о смерти, но она в равной степени и о жизни, причем о вполне конкретном ее промежутке — кризисе среднего возраста. Сложно сказать, будет ли ребенку доступен этот аспект картины, однако, может статься, он имеет отложенный эффект: наверняка узнаем лет через 30, когда их накроет. Как минимум взрослым будет над чем поразмышлять — в пересказе все покажется банальщиной, так что не будем разжевывать и без того доступную мораль о ценности каждой секунды, вместо этого уточним, что есть небольшой шанс выйти с сеанса либо с экзистенциальным кризисом, либо страшно воодушевленным человеком.

Но и это не все. Помимо вполне убедительных вариантов ответа на вопрос, в чем вообще заключается смысл существования, и способов смириться с его конечностью, «Душа» предоставляет несколько ценных советов по воспитанию. В «преджизненном» мире Джо поручают менторство над душой номер 22 (Тина Фей), которой не хочется на Землю: она так и не обнаружила свою «искру» и пока не видит повода рождаться. Взаимоотношения Джо и 22, постоянно учащихся друг у друга, крайне доходчиво объясняют, почему необходимо разговаривать с ребенком, поддерживать его — и, главное, слышать и видеть. Если задуматься, сам Доктер делает свое кино именно в такой парадигме: «Головоломку» он сочинил, наблюдая за стеснительной дочкой, а «Душу» — фантазируя, откуда у сына на момент рождения уже имелась личность.

Здесь нужно оговориться, что мультфильм не утверждает, будто все появляются на свет с неким предназначением и предрасположенностью. Мир душ — не сортировочный центр и не завод по производству полностью запрограммированных человеков. Напротив, картина Доктера и Пауэрса проповедует гибкость и свободу в обретении собственной идентичности. Хотя некоторые черты характера, вроде оптимизма и пессимизма, и распределяются по усмотрению вселенских вожатых, финальная сборка, обнаружение той самой «искры» — за самими душами. Но и она — не пожизненный приговор. «Душа» четко обозначает: никакой судьбы, никакой цели не существует, а попытки что-то вычислить, взломать миражный код — пустая трата времени (так что, например, не ищите в имени «22» отсылку к «Уловке-22»). Суть в том, что, согласно Доктеру, мы чуть больше, чем сумма опытов и переживаний — и оснащены некоторыми настройками уже на старте. Это детерминизм, но не фатализм.

Другая важная ипостась «Души» — любовное письмо афроамериканской культуре, точнее, одному из ее столпов: джазу (за эту, лучшую часть саундтрека отвечал Джон Батист; также авторы консультировались с Херби Хэнкоком). Это первый случай, когда главным героем «пиксаровской» ленты выступает темнокожий. И здесь, пожалуй, можно найти единственный повод к чему-то придраться.

Disney уже обвиняли в культурной апроприации в связи с «Тайной Коко», тогда компания пыталась зарегистрировать на себя словосочетание «день мертвых» (естественно, в результате от затеи отказались). В «Душе» все происходит менее очевидно и более, так скажем, улыбчиво: всего-то и требуется, что вскользь брошенная фраза о том, что джаз есть величайший вклад черных в американскую культуру (что бы под этим термином ни подразумевалось). Проблема в том, что вклад — дело добровольное и осуществляемое с равной позиции. Судя по прошлогодним событиям, прошедшим под лозунгом Black Lives Matter, американскому (да и всему остальному) обществу только предстоит этого достичь. Тогда, может быть, и можно будет поговорить о «вкладах». Но только тогда.

Новости и материалы
Байден назвал Трампа неудачником
Сооснователь OpenAI покинет компанию
Россиян предупредили о неочевидных симптомах аппендицита
Президент Турции провел экстренное заседание из-за возможной угрозы госпереворота
Самолет Трампа столкнулся с другим бортом в аэропорту во Флориде
Россияне рассказали, как борются с недосыпом
Путин высказался о перспективах экономических связей РФ и Китая
Россиянам рассказали, как поступить с растениями, которые пострадали от заморозков
Путин объяснил значимость задач из послания Федеральному собранию
Путин рассказал о культурном обмене между Россией и Китаем
Путин заявил, что страны «золотого миллиарда» не считают Землю домом всего человечества
Суд рассмотрит жалобу на приговор Стрелкову
ВСУ при отступлении обстреливают жителей Харьковской области
Движение по Крымскому мосту восстановлено
Путин назвал ШОС и БРИКС ключевыми опорами формирующегося многополярного миропорядка
Путин: Запад хочет ослабить Россию
Стало известно, от укусов каких животных чаще всего страдают россияне
Путин охарактеризовал политику Запада
Все новости