Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Ивонна» и ее Большой Брат

«Ивонна, принцесса Бургундская» Гжегожа Яжины в Театре наций

12 и 13 ноября в Театре наций премьера Гжегожа Яжины по «Ивонне, принцессе Бургундской» Витольда Гомбровича с русскими артистами — пример своевременного и актуального культурного экспорта-импорта.

Однажды при дворе одного короля появляется некая странная, молчаливая до немоты девушка по имени Ивонна. Она вовсе не принцесса — таковой ее сделает Принц (Михаил Тройник), когда шутки ради захочет жениться на ней. Сама шутка затянется, от решения вначале придут в ужас, а потом справятся с ним Король (Александр Феклистов) и Королева (Агриппина Стеклова) — не без помощи Камергера (Сергей Епишев). Справятся так, что мало не покажется никому, а до того подвергнут несчастную разного рода исследованиям, обследованиям и издевательствам.

Автор «Ивонны...» — классик польской драматургии Витольд Гомбрович написал эту пьесу-притчу, больше напоминающую антиутопию, в 1938 году.

То есть за год до собственной эвакуации с оккупированной немцами родины — видимо, смутно уловил какие-то важные носившиеся в тревожном польском воздухе предвестья.

Однако — и именно это свойство делает ее настоящей классикой — за свою долгую жизнь пьеса успела быть поставленной самыми разными режиссерами по всей Европе и срезонировать с самыми разными контекстами. Во вполне особый контекст поместил ее и польский режиссер, прибывший ставить своего прославленного соотечественника с русскими артистами и немало в этом преуспевший.

Его «Ивонна» не просто история про то, как злой и скучный двор (читай — мир) сначала мучает, а потом убивает любого чудака, попавшего в его жизненный ареал. Король, Королева и их Камергер не просто мечтают расправиться с Ивонной — они с каким-то сладострастным удовольствием подпускают ее поближе, чтобы подвергнуть разного рода исследованиям и манипуляциям, которые выполняют с какой-то фашистской, иезуитской добросовестностью. На разного рода исследования откликается пространственная и звуковая среда: видеомаппинг на задник стены реагирует на те или иные измерения и изменения, а в определенные моменты начинает работать терменвокс — инструмент, реагирующий высотой звука на изменения электромагнитной среды.

Для тех, кто не понял режиссерское послание, Яжина в буквальном смысле разжевывает его с помощью обращений прямо с установленных в зале экранов для титров:

Большой Брат следит за нами, зная, на какие сайты и с каких сайтов мы зашли, чем мы интересуемся и что ищем. А еще мы следим за собой сами, думая и просчитывая каждый свой поступок, цензурируя и хватая себя за руки на каждом шагу.

Причем не столько из страха политического преследования, сколько их практичного нежелания говорить и делать что-либо конфликтное и неудобное и желания устроиться в жизни получше и покомфортнее.

Гжегожа Яжину польская и российская критика называет лидером современного польского режиссерского поколения — заодно с Кшиштофом Варликовским и их старшим современником Кристианом Люпой. Яжина уже приезжал в Россию — семь лет назад он показывал на фестивале «Польский театр в Москве» спектакль «Теоремат» по сценарию Пьера Паоло Пазолини. Перед нынешним спектаклем Театр наций провел нужную и важную работу вместе с Польским культурным центром — в своем «Новом пространстве» на Страстном, 12 показал на видео несколько спектаклей Яжины, поставленных им в театре TR Warszawa, которым режиссер руководит; показы сопровождались лекциями и встречами.

Среди прочих были показаны и «Мученики» по пьесе Мариуса фон Майенбурга, сюжет которых знаком российскому зрителю »(М)ученика» Кирилла Серебренникова, ставшего хитом «Гоголь-центра», а затем и основой для его последнего кинофильма; московский зритель имел возможность сравнить два подхода к одной истории подступающего мракобесия.

У новой постановки Яжины есть родство с другим спектаклем Серебренникова — «Кафкой» по пьесе Валерия Печейкина, — и не только в силу того, что у обоих заглавных героев почти все время действия в буквальном смысле отнято право голоса, сама история изощренной расправы над беспокоящей инаковостью в «Ивонне...» выглядит совершенно кафкианской.

Как выглядит таковым некогда общее смыслов поле двух исторически тянущихся друг к другу держав — родины Станиславского и родины Гомбровича, в которых театральные системы всегда были более развитыми, чем системы политические. Сейчас в обоих цинизм и иезуитство активно выступают рука об руку с ханжеством и мракобесием и уже спускаются с верхних этажей в область отношений между людьми и народами. Передавая свое послание открытым текстом, всеми остальными способами поляк Яжина и российские актеры оставляют зрителю открытым поле для других интерпретаций. И зритель в этой в определенном смысле архетипичной версии «Ивонны...» может увидеть глубоко личную или даже семейную историю. Или, наоборот, сугубо социальную: как

две страны и две культуры становятся друг для друга именно такими Ивоннами — Россия для Польши и Польша для России, — на становящемся все более пасмурном политическом фоне отменяются совместные проекты, сворачивается культурное сотрудничество.

Театр наций в свое время создавался как в том числе площадка для совместных обменных проектов, в том числе международных, и в этом смысле его новая премьера — едва ли не самое совершенное исполнение данной миссии.

Новости и материалы
В Белгороде прогремело множество взрывов
Венесуэла предложила создать международную зону экономической свободы
В Канаде эвакуируют жителей муниципалитета из-за пожара
Президент Турции провел экстренное заседание из-за возможной угрозы госпереворота
Самолет Трампа столкнулся с другим бортом в аэропорту во Флориде
Россияне рассказали, как борются с недосыпом
Путин высказался о перспективах экономических связей РФ и Китая
Россиянам рассказали, как поступить с растениями, которые пострадали от заморозков
Путин объяснил значимость задач из послания Федеральному собранию
Путин рассказал о культурном обмене между Россией и Китаем
Путин заявил, что страны «золотого миллиарда» не считают Землю домом всего человечества
Суд рассмотрит жалобу на приговор Стрелкову
ВСУ при отступлении обстреливают жителей Харьковской области
Движение по Крымскому мосту восстановлено
Стало известно, от укусов каких животных чаще всего страдают россияне
Путин охарактеризовал политику Запада
Путин рассказал о налаживании более тесного взаимодействия в инновациях между РФ и КНР
В Крыму силы ПВО сбили несколько ракет у аэродрома Бельбек, пожар в Полюшко потушен
Все новости