Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Черта перевоспитать легче»

Сценарист Юрий Арабов — о кино и церкви

Каннский лауреат и постоянный соавтор Александра Сокурова сценарист Юрий Арабов в этом году дебютирует в качестве режиссера фильмом «Албанские жены». А на завершившемся Московском фестивале фильм режиссера Николая Досталя по сценарию Арабова «Монах и бес» получил приз зрительских симпатий. «Газета.Ru» расспросила сценариста о христианской теме в современном кино, о спекуляциях и конъюнктуре.

Картины по сценариям Юрия Арабова регулярно участвуют в конкурсной программе Московского кинофестиваля — «Орда» (организация запрещена в России), «Орлеан» Андрея Прошкина, «Чудо» Александра Прошкина. Победитель ММКФ-2009 режиссер Николай Досталь вернулся в конкурс нынешнего фестиваля с фильмом «Монах и бес». Это уже не первый опыт сотрудничества известного сценариста с Николаем Досталем — до этого они сделали сериал «Завещание Ленина» про писателя Варлама Шаламова. Единственная российская картина в конкурсе осталась без приза от жюри, зато получила «приз зрительских симпатий» — награду по итогам рейтингового голосования регионов ФКК. В прокат «Монах и бес» выйдет 8 сентября.

— Юрий Николаевич, вас знают как сценариста, последовательно работающего в христианском дискурсе. В новой картине Николая Досталя «Монах и бес» речь идет о черте, который стал человеком. Расскажите, как возник этот замысел?

— Режиссер дал мне почитать житие одного Киево-Печерского старца, которого черт принес в Иерусалим. Разрабатывая фабулу, я вспомнил концепцию Оригена, в I веке нашей эры писавшего о том, что любовь Божья и беса вылечит. В его гностической философии все существа, в том числе и демоны, проходят череду перевоплощений по «лестнице иерархий». Примерно к той же мысли пришел и М. Булгаков в «Мастере и Маргарите» — о том, что темные силы существуют для некоего высшего плана, недоступного пониманию человека. Также в сценарии есть отсылки к «Фаусту», к искушениям святого Антония, житиям святых, в частности к житию Никиты Новгородского, через молитву «перевоспитавшего» черта.

— В чем сложность работы с религиозным сюжетом?

— Сложность в эстетике. Режиссеры и писатели берутся за духовный материал, движимые честолюбием, но засада в том, что духовный материал почти никогда не получается. На экране невозможно впрямую показать святость. Надо очень осторожно подбирать интонацию. Я бы сказал, можно выехать только за счет юмора и сбивания пафоса.

— Ваша история — из разряда вечных сюжетов, а значит, не требует конкретной привязки ко времени. Действие фильма происходит во времена царствования Николая I. Почему вы выбрали именно этот временной отрезок?

— Понимаете, в современном контексте жанр религиозной притчи в чистом виде не работает. Это моралите с претензией на духовность, нужны дополнительные актуальные краски и смыслы. Поэтому я условно поместил фабулу в мир Лескова. Так что явление государя-императора — это на самом деле отсылка к его известной повести «Левша».

— За последнее десятилетие в российском кино четко обозначилась околорелигиозная тема... Симпатична ли вам эта тенденция?

— Ничего хорошего в этом не вижу. Пройдет время, и будет плеяда режиссеров, которые возьмутся за противоположную тему — разоблачение церкви. Да, действительно, сейчас есть некий тренд, идущий от слияния церкви и государства, и режиссеры это чувствуют. В любом случае если появляется тренд — это сигнал о том, что с данной темой пора завязывать, поскольку для художника быть в моде — дело непочтенное. Я искренне надеюсь, что больше ничего такого не буду писать. Хочется верить, что картина получилась вне тренда и больше чем тренд — сюжет в ней совершенно оригинальный и таких сюжетов в литературе еще не было.

— Какие самые конъюнктурные темы встречаются в современном отечественном кино?

— На мой взгляд, все ретромодели без переосмысления — это конъюнктура. Прежде всего, это касается ремейков американского и советского кино. К слову, мода на «духовные» фильмы началась с успеха «Острова» Павла Лунгина — замечательной картины по сценарию моего ученика Дмитрия Соболева. Однако попытка повторить чей-то успех — с творческой точки зрения это вторично и неинтересно. Да и по финансовой части провально.

— А в чем причина этой вторичности — творческое бессилие авторов, госзаказ или зритель, делающий кассу?

— Думаю, черта перевоспитать легче, чем зрителя. Вот вам пример. Однажды я ехал в вагоне метро, оформленном как библиотека. Там нарисованы книги, на корешках фамилии. Так вот, половину этих «знаменитых» авторов я не знаю. В то же время там отсутствовали писатели, которые, по моим представлениям, значимы для русской культуры. Но это еще полбеды. Во время объявления станции прозвучала запись бодрого напутствия пассажирам от Татьяны Устиновой: «Побольше читайте хороших книг и почаще улыбайтесь». То есть она связала чтение книг с улыбкой. А что если читаешь Кафку или Достоевского? Или док о Блокаде? И это вовсе не неудачная ремарка автора хитов продаж, это выражение одной очень печальной тенденции. Читатель и зритель приравниваются к потребителю. Более того, потреблять они должны с удовольствием! Вот тебе на блюдечке преподносят — и даже челюстями не надо работать, ты глотаешь все сразу и улыбаешься. Собственно говоря, это и есть современный образ искусства в быту. Понимаете, чтобы слушать Джона Уильямса, нужно обладать слухом. Слух — это способность воспринимать музыкальную гармонию, отличать одну гармонию от другой и способность ее напеть. Чудовищно много способностей! Для того чтобы смотреть кино, не нужно вообще ничего.

— Значит, искусство не может существовать для развлечения и требует от зрителя определенных интеллектуальных усилий?

— Давайте будем называть вещи своими именами. Развлечения и релаксация к культуре никакого отношения не имеют. То, что нам подсовывают для лучезарной улыбки, это суррогат и спекуляция. Полным ходом идет эстетизация и философизация порномира. Да, сексуальное влечение — это часть человеческой жизни. Но при чем тут эстетизация? При чем тут игры в культуру на основе порномира? Скажите прямо: мы не занимаемся культурой, искусством, мы занимаемся обслуживанием ваших эротических интересов, фобий, фантазий. Это было бы честнее. Но так никто не скажет — все же играют в культурных людей.

— Согласны ли вы с мнением, что современное отечественное кино формирует негативное представление о России за рубежом?

— Не согласен. В кинематографиях других стран, в том числе Франции и США, также присутствует критический реализм, и временами пожестче, чем у нас. Умный зритель понимает, что кино — это иллюзия, а не подлинная реальность. А вообще я бы не сказал, что в мире есть большой интерес к России. В СССР была культура, литература, кино, балет, спорт, космос — и к нам прислушивались. Когда мы все это потеряли, остались только понты, причем ничем не обоснованные. За счет понтов сейчас хотят возродить уважение к России, но это так не работает. Увы, и наше искусство не пользуется большим спросом из-за той же вторичности. Весь театр у нас вторичен — в Европе все это давно сделано. Слава Богу, иногда рождается что-то интересное, оригинальное, но это единичные фильмы и спектакли — и, увы, чаще всего они сделаны без большого бюджета, так сказать, при помощи молотка и отвертки.

— Как, по-вашему, отреагировал бы действующий патриарх, если бы он посмотрел картину «Монах и бес»?

— Честно говоря, несмотря на христианский сюжет, я не думаю, что будет положительная реакция патриарха на наш фильм. Художественное кино не может дать адекватную историческую картину, не может и не должно побуквенно следовать всем церковным канонам и традициям, которые отстаивает глава РПЦ. Хотя, разумеется, во время работы над сценарием и фильмом мы консультировались с духовными отцами. Учение об исправлении Сатаны церковь считает еретическим, тем не менее это красивая идея, дающая всем нам надежду.

— На ваш взгляд, что сегодня происходит с РПЦ?

— В РПЦ есть люди честные, а есть люди не очень честные… РПЦ по всем регионам России абсолютно разная, один приход не равен другому. Я знаю многих рядовых священников, которые достойно несут свою миссию. Высшие иерархи настолько приблизились к власти, что сегодня речь идет о полном слиянии церкви и государства. По своему сану и положению духовники должны тушить огонь гордыни, понтов, самолюбия у истеблишмента, а они, скорее, обливают его керосином. Сейчас это стало главной проблемой РПЦ и компрометирует православную церковь как таковую. И Христос на искреннем уровне забывается. Для меня церковь — это два или три человека, которые верят в Христа, собрались вместе почитать Евангелие.

Новости и материалы
Российской армии предложили быстрые укрытия для зоны боевых действий
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Потомок Наполеона Бонапарта будет кандидатом на выборах в Европарламент
Уровень Тобола за прошедшие сутки слабо изменился
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Все новости