Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Создавая гибридов

В Москве открылась шестая выставка Lexus Hybrid Art

Оп-арт от Леандро Эрлиха, новое мистическое видео Билла Виолы и классическая инсталляция Хулио ле Парка: шестая выставка гибридного искусства Lexus Hybrid Art открылась в кинотеатре «Россия» (бывший «Пушкинский»).

Рецепт выставок, которые вот уже шестой год подряд организует компания Lexus, прост: горстка именитых авторов, засветившихся на всевозможных биеннале, и эффектно оттеняющее презентацию гибридных автомобилей медиаискусство без лишних концептуальных наворотов. В этом году бразильский куратор Бернардо Москьера и архитектор выставки Катя Бочавар немного отошли от формата взбесившегося капустника. На смену шуму, гаму и светящимся роботам пришли произведения, рассчитанные на индивидуальное пользование, а сама выставка оказалась тотальной инсталляцией, напоминающей декорации к фильмам Дэвида Линча. Тема Lexus Hybrid Art в этом году — «Создавая чувства».

«Красный желтый» Гэри Хилла

Американец Гэри Хилл, как видеоартисты Брюс Науман и Билл Виола, начал исследовать синтез медиатехнологий, искусства и человеческих чувств в начале 1980-х. От металлических скульптур, которые он создавал в 1960-е, Хилл перешел к экспериментам с синестезией — особым способом восприятия реальности, в рамках которого у символов и знаков появляются дополнительные цвет, запах, вкус или звуковое сопровождение. В Москве он выстроил возвышающуюся над кинозалом спасательную вышку — то ли келью для медитаций, то ли наблюдательный пункт для строгого надзирателя. Название инсталляции «Красный желтый» отсылает к цветам флага, который выбрасывают спасатели, когда в вышке есть кто-то, кто за всеми наблюдает. Хилл, таким образом, предлагает зрителю испытать сложную смесь из чувств: ощущения безопасности, постоянного надзора и отчужденности. Его спасательная вышка предназначена для зрителей, решивших оторваться от агрессивной визуальной среды выставки и возвыситься над ней.

«Выбор» Лауры Лимы

Лаура Лима из Бразилии работает с пространством мгновенных решений и пустым ожиданием (нечто подобное делали московские концептуалисты во время знаменитых вылазок «за город» группы «Коллективные действия»). В цирковом шатре она воссоздает условия полной изоляции от внешнего мира: растерянный зритель, отстоявший очередь к экспонату, должен пройти через три шатра. Каждый из них — бордо, синий и черный — блокирует ощущение границ пространства сильнее предыдущего. Дальше зритель может выжидать развязки, параллельно выдумывая возможные сюжеты, или немедленно уйти, уступив место следующему. Черный ящик вынуждает его досочинять содержание произведения и принимать на себя роль соавтора.

«Свет в движении» Хулио ле Парка

Один из первых и главных художников-кинетов, организатор группы GRAV (Группа исследований визуального искусства) Хулио ле Парк показывает знаменитую скульптуру «Свет в движении», созданную в 1962 году и с тех пор гастролирующую по миру. Она представляет собой зеркальные осколки, которые при наличие прожектора превращают помещение в пульсирующий поток света. Кинеты, таким образом, преодолевали статичность скульптуры и пассивность зрителя, помещая его в самый центр работы. Полукруглая зеркальная прихожая, в которой экспонируют «Свет в движении», обеспечивает эффект бесконечно расширяющихся границ скульптуры.

«Три женщины» Билла Виолы

Билл Виола, пионер видеоарта, ретроспектива которого, возможно, пройдет в Пушкинском музее в 2017 году, представил на выставке работу-метафору о жизни, смерти и переходных состояниях «Три женщины». Виолу прозвали «Караваджо эпохи хай-тек» за эксперименты с переводом в видеоформат традиционных живописных сюжетов. В основе его работ обнаруживают следы христианской мистики, дзен-буддизма и суфизма. Одна из них стала первым видео, выставленным в соборе Св. Павла на постоянной основе (полиптих «Мученики»). В «Трех женщинах» (видео 2008 года) Виола вновь исследует границы бытия и небытия — довольно прямолинейно, показывая пожилую женщину, девушку и совсем девочку стоящими перед чертой исчезновения.

«Двери» и «Примерочные» Леандро Эрлиха

Эрлих выворачивает повседневный опыт наизнанку, заставляет усомниться в базовых началах окружающих нас вещей. То, что он делает, — классический оп-арт, призывающий не верить своим глазам. На выставке можно увидеть две его работы: «Примерочные» — лабиринт кабинок для переодевания с искаженными с помощью зеркал пропорциями — и «Двери», работающие на создание эффекта присутствия. Первая работа представляет собой иллюзорный аттракцион, игру в гиперпространство: в тридцати примерочных, куда ни повернись, увидишь бесконечного размноженного себя. Вторая же — реминисценция работы британской художницы Сил Флойер, направившей яркую полоску света под закрытую дверь галереи с помощью внешнего проектора. Свет, бьющий из-под порога, обещает зрителю новый экзистенциальный опыт, но, открывая дверь, он вновь оказывается в темноте.

Новости и материалы
Россиянам рассказали, какое вещество в шашлыке вызывает рак
Онколог Черемушкин: при жарке мяса в нем образуется канцероген бензапирен
Названы заболевания, которые могут перерождаться в рак
Фиктивно трудоустраивавшую мигрантов ОПГ накрыли в Челябинске
В Канаде ввели санкции против военного руководства Ирана
Игрок клуба РПЛ заявил, что ему без разницы, кто станет чемпионом
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Все новости