Канн в тревоге

Открывается 68-й Каннский кинофестиваль

Максим Журавлев 13.05.2015, 09:27
REUTERS/Benoit Tessier

Открывается 68-й Каннский международный кинофестиваль, программа которого в этом году включила в себя картины Тодда Хейнса, Гаса Ван Сента, Вуди Аллена и других режиссеров, объединенные чувством смутной тревоги.

68-й Каннский кинофестиваль откроется показом нового «Безумного Макса» — постапокалиптического дизель-панк (по авторскому определению) боевика, который Джордж Миллер снял спустя 35 лет после выхода на экраны самого первого фильма о приключениях Макса Рокатански. В 1979-м эта роль открыла миру молодого Мела Гибсона, в нынешней картине все шансы выйти на новый уровень популярности есть у сыгравшего заглавную роль Тома Харди. Однако в контексте одного из ключевых мировых киносмотров интересно не это, а подзаголовок картины «Дорога ярости», будто бы призванный задать прибывшим на Лазурный Берег киноманам боевое настроение на ближайшие полторы недели.

На деле же программа Канна-2015 сформирована таким образом, что картина Миллера лучше смотрелась бы как хронологическое завершение череды показов, большая часть которых посвящена не победоносным шествиям, а скорее краткому затишью в ожидании грядущей бури.

Примерно это состояние, судя по уже известной информации, транслирует большинство фильмов — фаворитов конкурсной программы, среди которых в этом году, к сожалению, не нашлось место для российских кинематографистов.

Одна из самых ожидаемых каннских премьер — «Юность», второй англоязычный фильм каннского и оскаровского лауреата Паоло Соррентино, в котором речь идет о том, как размеренный быт пожилого дирижера (Майкл Кейн) будоражит предложение впервые за долгие годы встать к пюпитру ради королевы Елизаветы II. Другой многообещающий визит на острова предпринял грек Йоргос Лантимос, чей «Клык» несколько лет назад стал победителем параллельного каннского конкурса «Особый взгляд». В его новом фильме «Лобстер» речь, как и в «Клыке», пойдет о жизни в антиутопическом обществе, где не способных найти себе пару людей среднего возраста отправляют в лес в качестве животных. В главных ролях — Колин Фаррелл, Леа Сейду и Рейчел Вайс. Немного неожиданно выглядит в рамках фестиваля авторского кино очередная экранизация «Макбета», однако за это решение говорит не только актерский состав (в главных ролях — Майкл Фассбендер и Марион Котийяр), но и общая для программы тревожная атмосфера, в плане которой у этой шекспировской трагедии конкурентов крайне мало.

Некоторые фильмы конкурсной программы, впрочем, выглядят обманчиво безобидно.

Например, «Сказка сказок» — экранизация свода текстов, собранных итальянским фольклористом Джамбаттистой Базиле. Однако постановку картины, в которой снялись Сальма Хайек и Венсан Кассель, осуществил Маттео Гарроне — автор полудокументальной гангстерской драмы «Гоморра» и цветистой сатиры на реалити-шоу «Реальность». Проще говоря, ожидать от этого режиссера можно чего угодно, но вряд ли «диснеевского» фэнтези. К неожиданной теме обратился и другой каннский любимец Жак Одиар. В картине под названием «Дипан» автор блистательного «Пророка» рассказывает историю бывшего тамильского повстанца, пытающегося устроить свою жизнь во Франции.

Американское кино представлено в конкурсе тоже двумя не самыми простыми картинами. «Кэрол» — возвращение на большой экран работавшего несколько лет на ТВ автора психоделического байопика Боба Дилана «Меня там нет» Тодда Хейнса. В его новом фильме Руни Мара и Кейт Бланшетт разыграют лесбийскую ретромелодраму по роману Патриции Хайсмитт «Цена соли». В новом фильме Гаса Ван Сента «Море деревьев» на экране впервые за год появится киногерой прошлого года Мэттью Макконахи, сыгравший американца, решившего покончить с собой у подножия горы Фудзи — в легендарном Лесу самоубийц.

Наконец, карты европейцам и американцам легко могут спутать азиатские кинематографисты:

новый фильм в Канн привезет живой китайский классик и каннский лауреат («Прикосновение греха») Цзя Чжанке. Действие его нового фильма «Горы могут ходить» развернется в трех исторических эпохах, причем самый поздний отрезок действия датирован 2025 годом.

Немного отвести растревоженную конкурсом душу киноманы смогут на внеконкурсных показах.

В этой секции состоится, например, премьера режиссерского дебюта актрисы Натали Портман, им стала экранизация повести популярного израильского писателя Амоса Оза, посвященная его детству на фоне создания Государства Израиль. Ну и наконец, есть среди спецпоказов два беспроигрышных. Первый — новый мультфильм от автора «Корпорации монстров» Пита Доктера под названием «Головоломка», в котором эмоции одной конкретно взятой школьницы пытаются понять между собой, куда из ее жизни подевалась радость. Другой — очередная порция утешительного психоанализа от Вуди Аллена «Иррациональный человек» о профессоре философии в кризисе, которого сыграл Хоакин Феникс.

Каннский фестиваль пройдет с 13 по 24 мая.