Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

ЕГЭ по современному искусству

В кинотеатре «Ударник» проходит выставка «Я видел молнию» — смотр дипломных работ выпускников Школы Родченко 2014 года

В «Ударнике» в четверг открылась выставка дипломных работ выпускников Школы Родченко — главной фабрики фото- и видеохудожников в России. Среди участников экспозиции — победители World Press Photo и премии «Инновация».

На пяти телевизионных панелях, разбросанных по полу, мелькают кадры: куклуксклановец в белом балахоне, белые доспехи крестоносцев, модельного вида дама, вышагивающая по подиуму в белоснежном одеянии и колпаке, голова подвыпившего паренька, обмотанная белой майкой. Проект «АРХТП» Анастасии Млеко представляет собой визуализированный поток сознания, образную многоголосицу, соединившую видеоэтюды из московского метро, живопись классиков, фотографии еды и Жерара Депардье, военную кинохронику и еще массу изображений. Вытаскивая из коллективного бессознательного базовые образы, Млеко сплавляет их в культурное целое, достраивает до архетипа, — рифмуя, например, салат «Цезарь» с орнаментом военной формы и горным рельефом.

На выставке в кинотеатре «Ударник» показывают дипломные работы пятнадцати выпускников Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко этого года: от «Погружения» Елены Асташовой — по-гоголевски смешного видеодиптиха о бытовой изнанке церковного таинства — до фотографий из серии «Паспорт болельщика» Юлии Абзалтдиновой — разбора нехитрой, сдобренной национальной экзотикой мифологии Олимпиады в Сочи.

Сверхтворцов, съевших не одну собаку на современном искусстве, среди дипломников этого года практически нет.

Уже оформившимися кумирами можно назвать разве что Данилу Ткаченко, который получил первый приз World Press Photo — 2014 за мистическую серию снимков отшельников, переселившихся в лесную глушь, и Сашу Пирогову — лауреата премии «Инновация»: она победила с пластическим видео о коммуникационном бессилии «Библимен».

Пирогова продолжает конвертировать повседневность в ироничное визуальное повествование.

Если в «Библимене» ее герои-хипстеры танцевали, перемигивались и рвали книги, не смея и пикнуть, в Российской государственной библиотеке, то теперь они мнутся, пританцовывают и переругиваются, стоя в очереди. Ледяной голос — сплав публичных речей Путина и радиообращений Левитана — на фоне зачитывает повесть Владимира Сорокина «Очередь»:

«Мужчина, зачем вы пропускаете?! Что нам, целый день стоять?! Они занимали, отошли просто… Да ничего они не занимали!»

В результате вышла терпкая советская проза нюансов, переложенная на язык современной пластики, не замусоренная усложненными символами, неуместными красотами и интерпретациями;

визуальный очерк о ложных общностях, хаотично нарастающих эмоциональных связях и судьбах, выраженных одним словом, образом или жестом.

Как и проект Анастасии Млеко, «Очередь» выглядит не стерильным ученическим опусом, а цельной композицией, самостоятельно себя объясняющей и утверждающей.

Данила Ткаченко выступил с минималистичными фотографическими полотнами из серии «Закрытые территории». Его снимки режимных советских объектов, безрадостно торчащих среди снежной пустыни,

напоминают не то кадры из голливудского фильма-катастрофы, не то дополненные едва проступающим сюжетом абстракции Марка Ротко.

Остальные художники (даже те, кто уже выставлялся) все же предстают чистым листом. Эта неизвестность на грани с анонимностью, отсутствие громких репутаций и неподъемного груза зрительских ожиданий позволяют говорить не об авторе, а о художественном высказывании.

Некоторые из дипломников, правда, перестарались и скатились в эстетические штампы, променяв собственный жизнеспособный стиль на формальные эксперименты.

Олег Устинов, например, пишет пестрые абстракции поверх отбракованной фотобумаги с заштрихованными логотипами —

они, очевидно, символизируют нелегкие отношения коммерции и метафизики, глянцевой формы и грубо-эмоционального содержания, механической штамповки образов и автора-демиурга.

Такие творения мог бы создавать Джексон Поллок, если бы помешался на борьбе с обществом потребления и культурой в состоянии постмодерна.

Конфликт между личным и новым, решенный в пользу личного, выглядит убедительнее — это доказывают, например, монохромные полотна Сергея Буравченко. Вобрав в себя все оттенки серого, они так и не выросли в полноценное сюжетное произведение и остались болезненным порывом к творчеству, непроявленными картинами. Та же история с подростково-депрессивным проектом Натальи Айриян «Не выходи из комнаты», объединившим трех изгоев, сбежавших в интернет от несправедливостей мира, — три портрета и три истории, развивающиеся вокруг мелодраматического пассажа «Я и есть одиночество».

От выставки дипломных работ родченковцев особенно не ждешь откровений, авторского самоанализа или профессионализма, служащего подпоркой не всегда самоценному произведению. Чаще приходится довольствоваться щепетильным соблюдением правил, сведенных к чеховскому афоризму о новых формах, кроме которых ничего, собственно, и не нужно. «Молния» в названии выставки должна была выразить разрыв между означающим и означаемым, а стала чертой, поделившей произведения — на те, что переросли авторскую затею, и те, что не дотянули до нее.

Новости и материалы
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Милиция Киргизии заявила о стабилизации ситуации в Бишкеке после стихийного митинга
В Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 5,8
В Финляндии начали расследование крупной утечки данных
Ученые узнали, когда первые люди поселились на Кипре
Школьникам объяснили, чего нельзя делать за неделю до ЕГЭ
Гросси оценил сотрудничество России и МАГАТЭ по Запорожской АЭС
В Госдуме предложили увеличить штраф за курение в неположенных местах
В Минсельхозе рассказали о последствиях аномальных заморозков
В Бишкеке оцепили улицу, где местные жители собрались после драки с иностранцами
США не подталкивают Киев к нанесению ударов по территории РФ
Danone завершила продажу своих активов российской «Вамин Р»
У здания калининградского суда подрались участницы процесса
Все новости