Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Слишком хороший театр

Кого оставят без «Золотой маски» – пять номинантов-антифаворитов театральной премии

18 апреля на сцене Большого театра 20-й раз пройдет церемония вручения театральной премии «Золотая маска». «Газета.Ru» выбрала пять номинантов, которых с большой вероятностью не наградят.

Лучший спектакль большой формы – «Идеальный муж. Комедия», МХТ им. Чехова, режиссер – Константин Богомолов

После выхода «Идеального мужа» и скандала вокруг спектакля «Карамазовы», вслед за премьерой которого режиссер покинул МХТ, имя Константина Богомолова стало хорошо знакомо не только театралам и театроведам, но и всем пользователям русскоязычного интернета. Спектакль, длящийся четыре с половиной часа и демонстрирующий боевую сатиру на псевдоправославный фашизм, коррупцию, напыщенный псевдопатриотизм и телепошлость, стал даже объектом нападения: на него проник и, по некоторым данным, пытался сорвать его активист Дмитрий Энтео.

«Идеальный муж» – один из явных фаворитов в программе «Маски». Вопрос, получит ли он премию хоть в одной из номинаций, остается чуть ли не главной интригой фестиваля. И дело совсем не в политических причинах (членов жюри трудно упрекнуть в лоялизме), а в острой и агрессивной форме спектакля, которая приходится по душе далеко не всем театральным деятелям, даже тем, кто заявляет открытость всему новому.

Тем не менее, если спектаклю все-таки дадут «Золотую маску», это станет важным событием для российского театра.

И в какой-то степени политическим вызовом: тогда главную премию страны получит спектакль, в финале которого на фоне бело-сине-красного флага торжественно хоронят в одной могиле погибших от трагической любви министра резиновых изделий и звезду шансона, а по совместительству киллера.

Лучший спектакль малой формы – «Москва – Петушки», Студия театрального искусства, режиссер – Сергей Женовач

Семь лет назад, когда председателем жюри «Золотой маски», как и в этом году, был режиссер Адольф Шапиро, фестиваль стал триумфом Сергея Женовача, создателя и худрука Студии театрального искусства. Это был, кажется, единственный случай в истории премии, когда во всех трех основных номинациях – лучшие спектакли большой и малой формы, лучшая работа режиссера – победил один и тот же постановщик. В тот момент Женовача, при всей скромности и неброскости его спектаклей, действительно можно было назвать главным трендсеттером русского театра. Но за последние годы сильно изменились и театральная конъюнктура, и положение студии, по мнению многих экспертов, находящейся сейчас в кризисе.

«Москва – Петушки» же стала для Женовача опытом, во многом уникальным, хотя бы потому, что это чуть ли не единственный в его 27-летней режиссерской биографии случай обращения к тексту, написанному во второй половине XX века. В этом спектакле Женовач впервые за долгое время пытается измениться и нащупать новый для себя язык.

Порой он даже принимается иронизировать над собой, например одевая ангелов в костюмы с логотипом его театра.

Возможно, отчасти поэтому спектакль был довольно прохладно встречен даже многими из тех, кто Женовача очень любит: слишком он не похож на то, что режиссер обычно делает. Вместе с тем среди других номинантов малой формы он выглядит редким островком старого, традиционного театра, но для членов жюри (среди которых в этом году в числе прочих создательница «Театра.doc» Елена Гремина, эстет-авангардист Клим и выпускник Школы театрального лидера Юрий Муравицкий) это станет аргументом скорее против него, чем в его пользу.

Лучшая работа режиссера – Тимофей Кулябин, «Онегин», театр «Красный факел», Новосибирск

За последние годы Тимофей Кулябин успел стать одним из самых ярких и неординарных молодых режиссеров в России. Мало кто в его поколении умеет так виртуозно и профессионально работать в большой форме, мыслит так же жестко и концептуально. В своем пока единственном спектакле в Москве – «Электре» в Театре наций – он обошелся с античной драмой предельно резко:

перенес действие в аэропорт, дополнил его высказываниями ученых-нобелиатов, а в финале произнес открытым текстом: «Бога нет».

«Онегин», созданный режиссером в новосибирском «Красном факеле», где Кулябин постоянно ставит, совсем не столь радикален. Главные достоинства этой постановки – в детальной проработке многофигурных мизансцен и удивительном, парадоксальном и очень чувствительном отношении к тексту Пушкина. Довольно резкое осовременивание (Онегин даже зачитывает с экрана обращение, в котором рассуждает о статусах в фейсбуке) сочетается с восторгом, почти пиететом перед поэтом; мелодика пушкинского стиха льется легко и вдохновенно и во многих эпизодах становится фоном для действия, когда текст звучит в записи, а сцены разыгрываются бессловесно. Тем не менее своим более маститым и известным коллегам по конкурсу – Римасу Туминасу, Льву Додину – Кулябин пока уступает. Самое большее, что он может получить на «Маске», – спецприз жюри.

Лучшая женская роль – Ольга Белинская (Нора), «Кукольный дом», театр «Приют комедианта», режиссер – Юрий Квятковский

Режиссер Юрий Квятковский и драматург Андрей Стадников пошли на непростой эксперимент: они не только перенесли действие пьесы Ибсена «Кукольный дом» в далекое будущее, но и соединили ее с документальными монологами актеров. В них артисты делятся со зрителями глубоко личными воспоминаниями и пытаются найти в себе что-то общее со своими героями.

Не у всех получается, однако слова Ольги Белинской, на которой по-настоящему держится этот спектакль, не просто делают такой прием оправданным, а рождают главный смысл, ради коего эта постановка была затеяна.

Белинская идет на редкую для актрисы самоотверженность, рассказывая те истории, которыми, возможно, раньше она не делилась даже с самыми близкими.

Но главное – актриса обнаруживает в себе ибсеновскую Нору и срастается с ней до полной неразличимости.

Она рассказывает свою личную историю о жизни в огромном богатом доме на краю бедной деревни, с любящим мужем и всеми благами, и о том, как в один прекрасный день решила все это бросить. Оказывается, что это она на самом деле Нора и спектакль не о героине, а об актрисе.

Возможно, Белинская и могла бы претендовать на «Маску», но очевидно, что главная борьба в этой номинации развернется между двумя актрисами, сыгравшими главные роли в двух спектаклях Юрия Бутусова (Александра Урсуляк, сыгравшая Шен Те в «Добром человеке из Сезуана», и Лаура Пицхелаури в «Макбете. Кино»).

Конкурс «Эксперимент» — «SHOOT/GET TREASURE/REPEAT», театр Post, Санкт-Петербург. Режиссеры – Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский

Дмитрий Волкострелов номинируется на «Маску» в конкурсе «Эксперимент» уже не впервые, но вряд ли ее в этот раз получит: его подход к театру кажется слишком бескомпромиссным даже для многих адептов современного искусства.

Спектакль по 16 пьесам Марка Равенхилла – самый масштабный проект созданного режиссером театра Post. Он длится больше шести часов и играется в пяти залах одновременно.

Каждая пьеса показывается несколько раз, как на сеансах в кинотеатре, и зрители вольны выбирать, в каком порядке смотреть мини-спектакли. Придуманный Волкостреловым и Александровским жанр – «Музей 16 пьес», в котором тексты скорее экспонируются, чем разыгрываются. Самыми разными способами: в одном из эпизодов актер и актриса просто молча ужинают на фоне идущих титрами реплик героев, а финальная пьеса и вовсе целиком транслируется с помощью комментариев в фейсбуке, который могут оставлять и сами зрители в режиме реального времени.

Но все эти приемы – лишь метод донесения беспощадного драматического цикла Равенхилла, речь в котором идет о кровавой войне в XXI веке, мире без всякого следа любви, надежды и справедливости, скрепленном лишь силой ненависти и тотального безразличия.

Проект Волкострелова и Александровского действительно сложен для восприятия как умственно, так и физически, поэтому нет ничего удивительного в том, что не все члены жюри «дожили» до конца показа. В такой ситуации «Маска» спектаклю, очевидно, не светит. В том числе и еще по одной причине: как и в прошлые годы, в номинации «Эксперимент» премию присуждают вместе члены драматического и музыкального жюри, а для последних «SHOOT/GET TREASURE/REPEAT» вообще находится совсем в другой плоскости, чем тот театр, которым они привыкли заниматься.

Новости и материалы
ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области
МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
Все новости