Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Забудут всех

В прокат выходит фильм об убийстве Джона Кеннеди «Парклэнд»

В прокате «Парклэнд» — реконструкция хаоса, царившего в Далласе полвека назад.

Даллас, 22 ноября 1963 года. В президента Кеннеди стреляли, но он еще жив. Молодой врач (Зак Эфрон) в госпитале Парклэнд под присмотром опытной медсестры (Марша Гей Харден) пытается его спасти. Остолбеневшая Жаклин Кеннеди (Кэт Стеффенс) держит в руках фрагмент черепа и кусочки мозга мужа. Священник (Джеки Эрл Хейли) констатирует смерть президента. Офицер секретной службы (Билли Боб Торнтон) вместе с фотографом-любителем (Пол Джиаматти) пытается восстановить схему покушения. Два агента ФБР (Рон Ливингстон и Дэвид Харбор) понимают, что могли предотвратить убийство, — Освальд присылал им письма с угрозами, — и решают избавиться от улик. Брат Освальда Роберт (Джеймс Бэдж Дейл), тихий трудяга, с мужеством принимает страшный вызов, брошенный его семье.

Спустя два дня в Далласе стреляют уже в самого Ли Харви Освальда, и перед смертью он попадает на операционный стол к тем же врачам, которые пытались спасти президента.

«Парклэнд», снятый режиссером-новичком Питером Ландесманом, очень эффектен: игровые эпизоды переплетаются с документальной хроникой; выдающиеся актеры деликатно играют обывателей, оказавшихся в эпицентре истории; страсти в Техасе кипят, как в античных драмах. Судить о достоверности фильма при этом сложно: есть как положительные, так и отрицательные отзывы американских историков. Теорий заговора и явных спекуляций в «Парклэнде» нет, это чистой воды кинопублицистика — яркий и выразительный, но стесненный рамками фактов рассказ о поведении людей в экстраординарной ситуации.

Здесь восхищают три вещи.

Первая — то, как в часы катастрофы по инерции продолжают вращаться шестеренки американского государства. Когда охрана Кеннеди собирается положить его тело в гроб и вынести из больницы, в палату абсолютно спокойно входит местный техасский судмедэксперт и заявляет свои права и обязанность провести вскрытие в соответствии с законами штата. Похоже на русский анекдот про гаишника, остановившего генерала ФСБ, но в американском прочтении абсурдная шутка оборачивается психологической драмой. А в соседней сюжетной линии спецагенты терпеливо уговаривают фотографа-любителя Абрахама Запрудера отдать им его пленки — никому даже в голову не приходит изъять их силой.

Словно герои сговорились, что лучший способ почтить память президента — соблюдать все демократические процедуры.

Вторая сильная сторона фильма — манера фиксировать человеческий подвиг. Она кажется бесстрастной и репортажной, хотя на самом деле, конечно, ангажирована. «Парклэнд» — кино патриотичное, пафосное и лишенное критического восприятия, например, Оливера Стоуна, автора гораздо более запутанного фильма «JFK» (в русском переводе — «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе»). Насчет поведения каких-то героев фильм наверняка спекулирует, приукрашая и драматизируя их характеры.

Но как минимум два человеческих подвига, описанных здесь, неоспоримы.

Это упрямое противостояние фотографа Запрудера с секретными службами и журналистами, который добивался, чтобы самый горячий кадр с его пленки — тот, на котором пуля разрывает голову президента, — никогда не попал в газеты.

И добился — из уважения к мертвецу.

И героическое поведение Роберта Освальда, старшего брата предполагаемого убийцы. Роберт не верил в невиновность Ли, но не отрекся от него: его мужественный поход в полицейский участок, где держали подозреваемого, по накалу страстей сравним с сошествием в Аид. Когда младший Освальд был убит, брат обеспечил ему похороны настолько достойные, насколько это было возможно в ситуации, где от покойного отказались все церковные приходы, где некому было нести гроб, а на могилу, как стервятники, слетелись журналисты.

Титры сообщают, что Роберт Освальд не менял фамилию и не уезжал из штата, вынеся все гонения, обрушившиеся на его семью.

Третье, самое странное и впечатляющее достоинство «Парклэнда» — особые отношения этого фильма со смертью. Герои здесь только и делают, что заторможенно решают какие-то незначительные технические и бытовые вопросы, которые возникают всегда, когда кто-то умирает. И контраст между масштабом горя и всеми этими мелкими проблемами — куда ставить гроб, где найти священника — создает очень странное настроение. А рифма торжественных похорон президента и жалкого прощания с Освальдом, семью которого предала анафеме вся страна, это послание усиливает. «Парклэнд» — могучий фильм о смерти, который в некотором смысле может стоять в одном ряду с «Седьмой печатью». Здесь тоже царит всеобщее равенство перед забвением — президента и преступника, жертвы и убийцы, героя и изгоя. Этот сигнал не нов, но здесь его передают на какой-то совсем новой частоте.

Новости и материалы
Российской армии предложили быстрые укрытия для зоны боевых действий
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Потомок Наполеона Бонапарта будет кандидатом на выборах в Европарламент
Уровень Тобола за прошедшие сутки слабо изменился
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Все новости