Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Когда амбиции были большими

На выставке «Реконструкция. Часть 1» в фонде культуры «Екатерина» воссоздали значимые выставки 90-х

Выставка «Реконструкция. Часть 1» в фонде культуры «Екатерина» посвящена московской галерейной жизни 1990-х. Благодаря ностальгической оптике постперестроечная активность художников и институций воспринимается как «золотое время».

В момент, когда все хором (и не первый уже сезон) говорят о кризисе российского галерейного бизнеса, логично задаться вопросом, откуда этот бизнес взялся и было ли у него вообще что-нибудь вроде расцвета. Применительно к проекту под названием «Реконструкция», первая часть которого охватывает период с 1990 по 1995 год (продолжение намечено на декабрь) и рассказывает о деятельности самых первых московских галерей, этот вопрос требует уточнения: какими способами на здешней почве прививались представления о современном искусстве как о сегменте товарно-рыночных отношений? Ответ выглядит парадоксальным:

ведущие актуальные галереи начала 90-х куда больше уделяли внимания своей выставочной политике и стратегиям на перспективу, чем торговле как таковой.

Чтобы уложить данный факт в голове, следует помнить (или иметь в виду, если кто не застал той эпохи в сознательном возрасте), что позднесоветский арт-рынок не имел ничего общего с западным, не совпадая с ним ни в одной точке общепринятой в мире схемы «художник – галерея – ярмарка – консультант – коллекционер». То есть художники, конечно, были, коллекционеры тоже, хотя отнюдь не буржуазного толка, а остальной инфраструктуры попросту не существовало.

И главное, отсутствовал элементарный рыночный спрос на произведения актуального искусства. В этих условиях браться за галерейную практику было почти безумием, однако девизом «никто, кроме нас» способны руководствоваться не только десантники.

Начало 90-х – это героический, он же романтический период в недолгой истории постсоветских арт-институций.

Тогдашние резоны новоявленных галеристов и кураторов выглядели приблизительно так: если отечественная публика пока не усматривает в актуальных опусах свойств привлекательного товара, то пусть она хотя бы убедится в живучести и многообразии этого тренда. Дескать, ну надо же, вот ведь дают ребята шороху – видимо, неспроста: что-то здесь кроется немаловажное и притягательное. А там, глядишь, и спрос разовьется.

Иными словами, галерейная история у нас двигалась от обратного: не от социального запроса на современное искусство к формам его реализации, а по противонаправленному вектору. Родоначальники российского арт-бизнеса вроде Елены Селиной, которая выступает в качестве куратора проекта,

не мечтали заработать очень много «здесь и сейчас», но стремились пробудить общественный интерес к тому самому феномену, которым занимались.

Выражаясь вульгарно, тогдашний художественный процесс можно было назвать движухой: сиюминутная польза от каждого отдельного сюжета невелика, зато сколько драйва и сколько предчувствий, что «вот еще немного, и наконец-то все оценят».

Без учета этого энтузиазма трудновато будет понять происходящее сейчас в залах фонда «Екатерина». Первые галеристы занимались не столько бизнесом, сколько перспективной раскруткой своего репертуара и своих авторов – совершенно не зная, с чего вдруг и в какой момент плановые убытки превратятся в сверхдоходы. Кто-то «гулял на свои», как Владимир Овчаренко, ставший владельцем галереи «Риджина» еще в бытность банкиром (кстати, в списке участников выставки «Риджина» остается едва ли не единственным действующим участником сегодняшнего арт-рынка), кто-то выискивал спонсоров.

Другие флиртовали с государством – из того «плавильного котла», между прочим, отлился нынешний формат ГЦСИ.

А еще были сквоты, где художники, скорее, иронически имитировали и передразнивали галерейную жизнь, нежели всерьез посягали на статус дистрибьюторов искусства. В сумме ситуация получалась довольно карнавальной. Тогда по этому поводу сетовали, сегодня многие тоскуют.

Разумеется, формально проект «Реконструкция» не призван выражать какие-то ностальгические чувства. Напротив, он исполнен документального и даже исследовательского пафоса: недаром к его реализации привлечен научный архив Центра современной культуры «Гараж». Устроители по мере сил воссоздали ряд галерейных мизансцен из описываемого контекста – иной раз с помощью подлинников (благо, времена не доисторические, многое сохранилось в изначальном виде), а когда и методом авторского повтора. Например, самолет из валенок Алексея Беляева и Кирилла Преображенского, посвященный памяти Йозефа Бойса, смастерили заново: принцип-то понятен, а дефицита валенок в России и нынче не наблюдается.

В одном из залов снова чавкают под зрительскими ногами «почва и судьба» из давней инсталляции Дмитрия Гутова и Татьяны Хэнгстлер «Над черной грязью».

Сердечный привет сегодняшней публике передает брутальный акционист Олег Кулик, поставангардными парафразами из Пикассо и Дерена делится молодой Авдей Тер-Оганьян, чья рука еще не держала безбожного топора. Прощается с «уходящей натурой» живописный полиптих Семена Файбисовича «Последняя демонстрация», где трудящиеся празднуют Первомай на Красной площади, и реют демоны над рвущимися вперед санями в картине Виноградова и Дубосарского «Тройка».

По большому счету в проекте никто не забыт и ничто не забыто, если говорить о той самой постперестроечной «движухе» на московской арт-сцене.

То, что оставлено за бортом, может представляться не менее значимым, но это уже другая история. А конкретно из предложенной легенды вытекает причудливая мораль:

наш арт-бизнес интересен нашему же культурному сообществу в том случае, когда никто из действующих лиц не поднимает бабла, зато все отрываются кто во что горазд.

Теперешнее положение дел страдает ощутимым изъяном по сравнению с 90-ми. На современном искусстве никто по-прежнему толком не зарабатывает, а былая его лихость куда-то запропастилась. Над вратами выставки ничего такого не начертано, но в умозрении многих посетителей наверняка возникнет слоган: «Раз уж денег за искусство все равно не платите, дайте хотя бы самовыразиться». Похоже, постсоветское художественное мышление заходит на второй круг. А «Реконструкция» – в круге первом.

Новости и материалы
«Аталанта» Миранчука сыграет с «Байером» в финале Лиги Европы
Армия ЦАР объявила о праздничном салюте в честь 9 мая
Российские самбисты выиграли четыре золота в первый день Евро-2024
Ракету, предположительно, западного производства сбили над Мариуполем
В районе ЗАЭС была объявлена воздушная тревога
Стало известно имя нового короля фигурного катания
Wink и «Кинопоиск» оштрафовали за пропаганду ЛГБТ*
Российская полиция в Сирии заблокировала колонну «международной коалиции»
В Курской области объявлена угроза атаки БПЛА
Яна Рудковская показала сыновей в военной форме на льду
Тренер «Ариса» прокомментировал новый контракт Кокорина
Пять стран усилят контроль по санкциям против России
Стало известно, кто точно не возглавит «Спартак»
Два украинских беспилотника сбиты над российским регионом
Российская гимнастка предложила ввести уголовное наказание за оскорбление женщин
Кендалл Дженнер показала фигуру в цветочном бюстгальтере под водой
Тарасова жестко прокомментировала переход Игнатова к Плющенко
В Вене люди с украинскими флагами попытались сорвать шествие в честь Дня Победы
Все новости