Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Рихард и два Василия

В Михайловском театре поставили «Летучего голландца»

В Петербурге в Михайловском театре прошла премьера оперы Вагнера «Летучий голландец». Спектакль был создан дирижером Василием Петренко и режиссером Василием Бархатовым, накануне премьеры назначенным руководить оперой этого театра.

Рихард Вагнер написал «Голландца» в 1843 году, и в музыкальном смысле это переходное произведение: уже есть фирменное бушующее томление с лейтмотивами, отличающее его поздние работы, но «бесконечная мелодия» еще не стала совершенно бесконечной, поддерживаясь отчасти номерной структурой, живущей в рамках больших музыкальных сцен. Сюжет про мистического мореплавателя пришел Вагнеру в голову после жуткой бури, которую композитор пережил, когда плыл из Риги в Лондон. Подходящая история нашлась в новелле Генриха Гейне, и Вагнер написал по ней либретто, предельно заострив мистико-космический смысл.

В норвежской деревне XVII века швартуется призрачный корабль с живыми мертвецами.

Это вечные скитальцы — голландский капитан и его команда. Когда-то Голландец спровоцировал сатану, поклявшись, что будет вечно преодолевать рифы и буруны непокорного моря. В наказание за гордыню его мечта осуществилась. Но ангел сжалился и изменил условия: раз в семь лет капитан может сойти на берег в поисках верной до гроба жены. Если таковая найдется, проклятие потеряет силу.

Увы, с женщинами Голландцу не везло.

Он намерен жениться на Сенте, дочери капитана Даланда. Романтическая девушка бредит легендой о морском призраке и, встретив его воочию, мечтает стать героиней легенды: она явится источником беззаветной спасительной любви. Но вот беда: у Сенты уже есть жених Эрик, и Голландец застает молодых людей за выяснением отношений. С горечью и гневом отменив свадьбу, призрак вновь уплывает в море. Невеста с криком «Я буду верна тебе до смерти» бросается в волны, Бог принимает ее самопожертвование, сатанинское проклятие исчезает, и корабль скитальца наконец тонет. Над морем реют просветленные фигуры Сенты и Голландца, соединившихся в вечности.

Так было у Вагнера. Но не так стало у Бархатова.

Режиссер перенес действие в условную вторую половину ХХ века. Сценографом Николаем Симоновым смонтирован бар на пустынном пляже, за пеленой унылого дождя, рядом с мигающим маяком и бушующим свинцовым морем: видеоволны — сплошной девятый вал. В заведении коротают время городские обыватели — игроки в гольф и монахини, затурканные мамаши с детьми и моряки, списанные на берег. В баре за столом произойдет следующая сцена: жители города будут издеваться над влюбленными, а они ничего не заметят, замерев в неподвижности и долго глядя друг другу в глаза. Над барной стойкой нависают три квадратные конструкции многофункционального значения. Это пляжные кабинки, жилье, а также кинотеатр и съемочный павильон – последнее особенно важно, ведь Бархатов искал вдохновение в мире кино. Его спектакль, в сущности, голливудский триллер, но без вагнеровской мистики. Вернее, мистика довольно изобретательно преображена в спецэффекты, грезы которых в современном кинематографе будут посильнее любых фантазий.

В одной верхней конструкции некий актер снимается в фильме про Летучего Голландца, но слишком входит в роль, напоминающую ему о личных драмах.

Он надевает старинные камзол и треуголку, свирепо расталкивает ассистентов и режиссера, призывающего держаться рамок сценария, а после съемок берет огромный черный чемодан и уезжает. В другой кабинке тот же актер-голландец (или его двойник, он же альтер эго) нещадно бьет подружку или жену, девицу в красном, застукав ее с любовником. В третьей — экзальтированная киноманка Сента, не обращая внимания на недовольство жениха Эрика, не отрывает глаз от экрана в кинотеатре, где крутят старый костюмный фильм про Летучего Голландца. Эти источники сольются в единый поток, когда разочарованный герой, пребывая в тщетных поисках верной женщины, приедет в город, где живут Сента и ее отец Даланд.

Черный плащ битого жизнью актера и белое платье восторженной Сенты встретятся благодаря алчности Даланда, продающего дочь замуж за обещанные голландцем сокровища. Причем актер явится ей как бы из киноэкрана, словно воплощенная девичья мечта, а она влюбится не в мистического Голландца, а в прибывшую кинозвезду, в объект грез. «Как часто видела его», — поет Сента, и в этих словах ключ к ее страсти. При таком раскладе и пряхи, в начале второго акта поющие чудесную песню про жужжащее прядильное колесо, уже не норвежские труженицы, а праздно сидящие в шезлонгах дамочки, листающие иллюстрированные журналы и слушающие в наушниках катушечный (вот вам и вертящее колесико!) магнитофон. А наш актер, влюбленный в Сенту, оказывается, имел в прошлом пропасть таких Сент, которые (вот беда!) не оправдали его мечтаний о вечной привязанности, скатившись в пошлый адюльтер.

Все жены поголовно были убиты распоясавшимся романтиком: картины умерщвлений следуют одна за другой, а в перерывах между насилием маньяк-голландец устало затягивается сигаретой.

Бархатов, по его словам, хотел прогуляться от бытового расклада в «прямо противоположную плоскость»: подчеркнуто обыденная история «заканчивается как сказка, как легенда, как fiction — словно бы в Зазеркалье». Положим, с бытом режиссер пережимает: публика смеялась, когда Голландец, уезжая, срывает с Сенты свои подарки, запихивая их в чемодан, а она норовит отобрать обратно модные красные туфли, а потом, как героиня американских фильмов, грозит револьвером зевакам (и несостоявшемуся мужу заодно). Зато в финале история влюбленных в буквальном смысле тонет во всемирном потопе: очистительный ураган сминает пляжные зонтики, и свирепый океан затопляет сцену, смывая бренную земную жизнь. Соединившиеся навек герои обнимаются возле многочисленной морской живности.

Но настоящие приключения развернулись в оркестровой яме. За пультом стоял главный приглашенный дирижер Михайловского театра Василий Петренко, который вместе с оркестром Михайловского театра сполна передал фирменное вагнеровское «усложнение гармонии». Да что говорить! Во вдохновенной трактовке Петренко Вагнер вызвал нешуточное волнение, что и есть самое главное. Зато Летучий Голландец в исполнении Йоханнеса фон Дуйсбурга совсем не волновался, да и пел средне. Контраст между ним и Сентой был явно не в пользу героя: молодая певица Асмик Григорян понравилась публике красивым тембром (хотя чуть кричала на верхах) и была активнее и точнее как в вокале, так и в актерстве. На загляденье хорошо спели приглашенный из Москвы Станислав Швец (Даланд) и солист Михайловского театра Дмитрий Головнин (Эрик). И Рулевой (бывший морской офицер, а ныне оперный тенор Сурен Максутов), с его знаменитой любовной песней в первом акте, тоже не подкачал. Славно, что слушать эту оперу было еще любопытнее, чем смотреть.

Новости и материалы
Журналисты высоко оценили новую игру с сексуальной героиней Stellar Blade
Госдеп подтвердил тайные поставки Киеву ракет ATACMS
Тренера Писарева дисквалифицировали на четыре матча
Врачи удвоили выживаемость при раке желудка 4-й стадии
Армянская полиция проводит жесткие задержания в центре Еревана
Ученые нашли в стоках вирус, уничтожающий одного из самых опасных паразитов
Российские полицейские накрыли канал нелегальной миграции в Омске
В США заявили, что передали Украине ATACMS для применения на ее «суверенной территории»
У ЦСКА заметили существенные кадровые потери перед «Спартаком»
Найден способ в 4 раза повысить шансы на излечение от рака курильщиков
Определился обладатель Кубка Гагарина
В ДНР считают, что дальнобойные ATACMS не помогут ВСУ
Украинцы призывного возраста больше не смогут получить загранпаспорта за пределами Украины
Директор Медиалиги Кортава рассказал, благодаря кому вылечился от рака
Россияне распробовали смартфоны Oppo
В МИД РФ прокомментировали передачу США Украине ракет ATACMS
Губернатор Курской области рассказал об атаках со стороны ВСУ
В Подмосковье на лавочке нашли плачущего грудного ребенка
Все новости