Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Гляди в оба

В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «С глазу на глаз», посвященная феномену стереофотографии

Выставка «С глазу на глаз» в Мультимедиа Арт Музее рассматривает с разных сторон феномен стереофотографии – вроде бы тупиковой ветви в эволюции светописи, вновь ставшей актуальной в XXI веке с появлением 3D.

Союз науки с искусством – категория деликатная, требующая вдумчивого и осторожного к себе отношения. Бесчисленные попытки поверить алгеброй гармонию нечасто приводили к успеху, а если и приводили, то к временному. Искушение построить на каком-нибудь техническом изобретении целую новую эстетику частенько входит в противоречие с внутренними законами искусства,

и вместо волшебства получается аттракцион в духе Великого и Ужасного Гудвина.

Однако наиболее удачные аттракционы все-таки не умирают вместе с модой на них и могут выстреливать в будущем – порой непредсказуемо.

Когда вслед за изобретением фотографии (всего-то лет через пятнадцать) был придуман способ создания объемных изображений, многим казалось, что в восприятии окружающего мира произошел подлинный переворот. Технический прогресс сулил настоящую магию: предметные планы отлеплялись друг от друга, плоскость разверзалась в глубину, картинка будто оживала. Стереоскопической фотографии предвещали немыслимую судьбу, но со временем выяснилось, что прогнозы не оправдываются. По сути, дело ограничилось тремя областями применения:

стереопары использовались в качестве наглядных пособий для всяческих наук, служили развлечением для семейного досуга и приносили доход поставщикам эротики.

Другие возможные перспективы быстро себя исчерпали: никакого гениального искусства эта технология так и не породила. Существовавшая вокруг нее индустрия свелась в итоге к производству стереоскопических игрушек для детей младшего школьного возраста. И вдруг история зашла на новый виток спирали:

нынешний ажиотаж по поводу 3D-технологий – явное продолжение стародавнего бума.

Так что выставку в Мультимедиа Арт Музее лишь отчасти можно воспринимать как обращение к глубокому ретро. За ностальгией по милым забавам предков маячит едва ли не футурология — мол, а что если 3D-визуальность все же перевернет человеческое сознание и откроет новую эру в искусстве? Тогда прежние безделицы будут выглядеть предвестниками культурной революции, а допотопная техника, образчики которой – стереоскопы разных модификаций – тоже представлены в экспозиции, вызовет к себе запоздалое уважение и даже священный трепет.

Но пока до этого не дошло: умиление, рождаемое проектом «С глазу на глаз», носит иронический характер.

«Очаровательные гейши за обедом» или «Джентльмены-спортсмены» провоцируют улыбку своей наивной постановочностью, и ничего тут не поделаешь.

Не говоря уж о раскрашенных альбуминовых дамах полусвета, пленяющих своей наготой в как будто изысканных интерьерах. Впрочем некоторые стереопары представляют собой плоды серьезной работы – как, скажем, снимки Захара Виноградова из серии «Жизнь и природа в России». Автор специально отправлялся в экспедиции по стране, стремясь показать ее объемно во всех смыслах.

Кстати, Виноградов оказался здесь одним из немногих фотографов-стереоскопистов, чье имя сохранилось в истории. Подавляющее большинство экспонатов на выставке анонимно, что объяснимо: эта продукция редко претендовала на статус художественных произведений. Вместо авторских подписей на сдвоенных отпечатках обычно фигурировали названия студий и фирм, поскольку дело было поставлено на поток. Правда, в иных случаях анонимность оказывалась следствием не конвейерной тиражности, а наоборот – приватности процесса.

В Европе одно время держалась мода на стереоскопические «живые картины», когда домочадцы вместе с гостями застывали в некой костюмированной мизансцене, позируя перед специальной камерой.

Такого рода раритеты тоже можно обнаружить на выставке.

Зато известны имена некоторых наших современников, склонных по-своему интерпретировать старую традицию. Например, Владимир Куприянов конструирует фотообъемы путем соединения двух плоскостей, разделенных зазором. Владимир Логутов демонстрирует видео под названием «Парк», заставляя зрителей искать различия между реальными объектами и их отражением на поверхности пруда. Юрий Аввакумов показывает фрагменты своей фотосерии «Башни-близнецы» и еще работы из цикла «Троянские Елены», где мультипликационное совмещение множества порноизображений, позаимствованных из интернета, приводит к благородно-целомудренным результатам.

Включение недавних работ в ретро-выставку можно было бы счесть кураторским произволом, но вообще-то подобное соседство выглядит вполне уместным. Современные оптико-художественные эксперименты играют на той же человеческой слабости, что и былые стереоскопические опусы: кажется, что еще одно техническое ухищрение, еще один иллюзионистский прием – и недоступное станет доступным, невозможное — возможным. Правда, сегодняшние авторы заранее подозревают, что фокус не всегда приводит к чуду. Но вдруг?

Новости и материалы
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
«Крабовому королю» Кану вынесли приговор за организацию убийства
Ученые нашли источник радиоактивного загрязнения тибетской «крыши мира»
Все новости