Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Не грабеж, а справедливость

Ирина Антонова настаивает на необходимости воссодания Музея нового западного искусства и требует от Михаила Пиотровского большей широты взгляда

Директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова продолжает настаивать на необходимости восстановления Музея нового западного искусства в Москве. Озвученная в ходе недавней «прямой линии» с президентом Путиным эта инициатива пока больше похожа на благое пожелание, а не продуманный план действий. В Минкульте ждут поручения от президента.

Предложение восстановить в Москве Музей нового западного искусства, ликвидированный по указанию Сталина в 1948 году, заметно выбивалось из круга проблем и вопросов, обсуждавшихся во время «прямой линии» общения президента с населением. Чувствовалось, что Путин не готов был ответить на обращение Ирины Антоновой что-то определенное, поскольку едва ли владел необходимой информацией для того, чтобы с ходу оценить все нюансы. Полагаясь на авторитет многолетнего директора ГМИИ, президент высказался в том смысле, что предложение, вероятно, заслуживает внимания, однако стоило бы его обсудить в рамках музейного сообщества.

Первая реакция, долетевшая из этого самого сообщества, была предсказуемо негативной: директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский сообщил, что категорически против изъятия из собрания своего музея каких-либо экспонатов, тем более столь ценных, как картины Ренуара, Дега, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо. И вообще, по мнению Пиотровского, музейные коллекции по всей стране должны оставаться неприкосновенными. Вдобавок директор Эрмитажа высказал недоумение насчет того, зачем его коллеге понадобилось выносить «цеховые» проблемы в эфир трансляции общения президента с народом.

«Мне казалось, что у Михаила Борисовича должен быть более широкий взгляд на то, что такое музей в России», — сказала Антонова на пресс-конференции, прошедшей понедельник в РИА «Новости». Эту встречу можно было расценивать как попытку прояснить свою позицию и заодно как следующий шаг в заочной полемике с Пиотровским. Однако Ирина Александровна предпочла не переходить на личности. Директор ГМИИ не то чтобы продемонстрировала особое миролюбие, но призвала не рассматривать эту ситуацию с позиции конфликта между двумя институциями:

«Худшее, что могло произойти, — это сведение вопроса к музейной склоке».

Собственное же понимание проблемы она изложила довольно многословно и эмоционально.

Свой ретроспективный обзор об обстоятельствах расформирования Музея нового западного искусства она резюмировала словами: «Было совершено настоящее преступление против культуры». Продолжение ее речи посвящалось уже тому, как устранить последствия оного преступления. По мнению Антоновой,

единственный способ восстановить историческую справедливость заключается в том, чтобы заново организовать, причем именно в Москве, ликвидированный ГМНЗИ, вернуть в его состав все изъятые экспонаты и дополнить их поступлениями уже советского времени.

Причем Ирина Александровна дала понять, что не добивается вхождения старо-нового музея в состав ГМИИ: по ее словам, сказанным ранее, это могла бы быть отдельная структура: «Кто будет руководить этим музеем — вопрос второстепенный». Разместить коллекцию «ГМНЗИ 2.0» можно было бы в особняке Голицыных, расположенном по соседству с главным зданием на Волхонке. Этот особняк, до последнего времени занимаемый Институтом философии РАН, сейчас подведомствен ГМИИ. Здание пока пустует в ожидании реставрации.

Несмотря на приводимые Ириной Антоновой конкретные предложения в части музейной недвижимости, ее выступление чем дальше, тем больше походило на изложение личного мнения, причем достаточно субъективного.

«Мне много лет, и, видимо, я последний человек, который говорит об этой проблеме…» — подобные тирады звучали в ее речи не единожды. Она вспоминала о том, как в 1941 году, будучи студенткой, впервые побывала в ГМНЗИ, и о том, сколь невероятное впечатление произвела на нее та коллекция. В связи с этим не исключено, что тема восстановления Музея нового западного искусства продиктована персональной ностальгией как минимум не в меньшей мере, чем рациональными соображениями сегодняшнего дня. Хотя, говоря о перспективах нового музея,

Антонова намекала не столько на консервацию прежней коллекции, сколько на развитие этой институции в качестве музея современного искусства – с привлечением работ множества художников ХХ века, в том числе отечественных.

Таким образом развернувшаяся межмузейная полемика неожиданно вторгается еще и на территорию споров о судьбах потенциальных музеев современного искусства в Москве. Впрочем, похоже, что Ирина Антонова не слишком обращает внимание на коллизии в «параллельной реальности» contemporary art.

«Не знаю, какое будет принято решение. Если проект не получит поддержки, я отнесу это на счет нынешнего состояния нашего общества.

Я и не рассчитываю, что прямо завтра произойдет что-то существенное. Может быть, мое предложение дойдет уже до следующих поколений», — эта фраза директора ГМИИ наводит на мысль, что она сама вовсе не уверена в быстром практическом успехе своей инициативы. Пожалуй, мы имеем дело с неким «музейным заветом», продекларированным намерением, которое бы отвечало представлениям Антоновой об исторической справедливости. Разделяются ли эти представления другими участниками музейного сообщества, сказать трудно: главы других российских арт-институций предпочли от комментариев воздержаться (правда, совершенно понятно, что никто из них внутренне безучастным к этой ситуации не остался).

Культурная власть тоже пока реагирует на новые инициативы с Волхонки сдержанно. «К нам должно поступить официально поручение от президента, — рассказали «Газете.Ru» в Министерстве культуры РФ, — которое затем будет рассматриваться на экспертном совете. Затем рекомендации совета будут переданы для исполнения в конкретный департамент конкретному чиновнику». В данном случае имеется в виду Департамент культурного наследия, который возглавляет Наталья Самойленко. Как стало известно «Газете.Ru», соответствующий документ должен поступить в Минкульт до конца праздников. В ведомстве подчеркнули, что позиция экспертного совета при рассмотрении вопроса о воссоздании ГМНЗИ будет ключевой.

Новости и материалы
Американка отказалась играть с россиянкой спустя 18 минут после начала матча
Пользователи жалуются на сильно желтые экраны новых iPad Pro
Уехавший из России Бурковский появился на Каннском кинофестивале
Samsung придумала, как решить одну из главных проблем складных смартфонов
Власти Одессы сообщили о взрыве
Слишкович признался, что не до конца доволен своей работой в «Спартаке»
Все силовые структуры Ирана занялись поисками вертолета президента страны Раиси
В Instagram президента Ирана появился пост с просьбой помолиться за него
Появилось видео ударов ВС РФ по скоплению техники и живой силы ВСУ под Авдеевкой
Apple защитила миллиарды долларов пользователей своей техники от мошенников
Жена Носкова ответила на слухи об ухудшении здоровья артиста
В Белгороде произошли два взрыва
Tehran Times опровергло свою новость о созыве ВСНБ Хаменеи
Светлану Немоляеву экстренно госпитализировали в Москве
В Армении объяснили запрет на въезд в село Киранц на границе с Азербайджаном
Одна из поисковых бригад достигла места крушения вертолета президента Ирана
«Балтика» проиграла «Ростову» и осталась в зоне вылета из РПЛ
Иранский аятолла провел экстренное заседание после крушения вертолета Раиси
Все новости