Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Что немцу Казахстан

Миграция природных и человеческих ресурсов из Средней Азии в Германию в спектакле «Проба грунта в Казахстане» театра «Римини протокол» на фестивале NET

На московском фестивале «NET – Новый европейский театр» в рамках Года Германии в России показали спектакль немецкого режиссёра Штефана Кэги «Проба грунта в Казахстане», в котором о своих судьбах рассказывают этнические немцы, депортированные в Казахстан при Сталине и вернувшиеся на историческую родину при канцлере Гельмуте Коле, и их потомки.

Отправной точкой для «Пробы грунта в Казахстане» стал исторический факт: в конце 80-х канцлер ФРГ Гельмут Коль договорился с Михаилом Горбачевым и запустил программу по возвращению в Германию этнических немцев — потомков эмигрантов, приехавших в Россию ещё при Екатерине II, а во время Второй мировой войны депортированных в Казахстан. В итоге за 20 лет на историческую родину переселились больше четырех миллионов человек, все из бывшего СССР. Большинство из них родились в Казахстане, всю жизнь говорили по-русски, но ощущают себя немцами. Какой стране и культуре они принадлежат, понять уже невозможно. В полной мере, быть может, ни одной из них.

Когда режиссер Штефан Кэги стал искать героев для своего проекта, на его призыв откликнулись 70 человек. Из них он отобрал пятерых — тех, кто показались ему наиболее интересными и чьи истории – самыми яркими и драматичными. Это люди разных возрастов, происхождения и судеб. Если пытаться понять, что между ними общего, то можно будет найти лишь одну черту – все они живут сейчас в Германии, но когда-то родились, жили в советской и постсоветской Средней Азии или хотя бы приезжали туда работать.

Штефан Кэги, один из постановщиков театральной группы «Римини протокол», режиссуре почти не учился, а с актёрами не работал, кажется, вообще никогда.

Уже больше 10 лет этот высокий худощавый человек в интеллигентских очках и с рюкзаком на спине колесит по всему миру, делая на разных континентах спектакли, в которых реальные люди играют самих себя. Он создавал постановки с болгарами, египтянами, аргентинцами, индийцами, нигерийцами и австралийцами.

Среди героев его спектаклей сотрудники похоронных бюро и разорившихся авиакомпаний, швейцарские пенсионеры — коллекционеры железнодорожных вагонов, муэдзины, фанаты немецких политиков и бразильские полицейские.

Кэги ни разу не ставил ни одной «пьесы» в классическом понимании. Начиная работать над каждым новым проектом, он никогда не знает, о чём в итоге получится спектакль и как он будет выглядеть. Он берёт своих героев из реальной жизни и помещает их на сцену точь-в-точь такими, каковы они есть, и лишь затем начинает искать форму для рассказа об их судьбах.

Почти каждый из героев его нынешнего спектакля имеет отношение к казахстанской нефти или был с ней как-то связан раньше – и свой спектакль Кэги выстраивает вокруг черной жидкости и ее воздействия на окружающий мир. На протяжении полутора часов мы вместе с буром погружаемся в самые глубокие слои залегания нефти, путешествуя вместе с героями туда, где они родились, добираясь до самых истоков их жизни, а затем возвращаясь в сегодняшний день. Сцена убрана свёрнутыми тёмными ковриками: уложенные друг на друга, из зала они выглядят суровым бугристым пейзажем казахской степи. Это простое пространство – весь мир.

Если сделать несколько шагов налево – перейдёшь из России в Германию; потом ступишь вправо — попадёшь в Казахстан.

Нефть мигрирует через поры в земле, рассказывает нам профессиональный нефтяник с арийской, как будто из фильма «Железное небо», внешностью: много лет он помогал казахстанскому нефтепрому вставать на ноги, а теперь живет на заработанное.

Миграция нефти — этот термин становится ключевым для понимания спектакля, уподобляющего людей-мигрантов драгоценному ископаемому ресурсу.

Кэги помогает своим переместившимся в пространстве героям переместиться во времени. Никто из них во время работы над спектаклем не возвращался в Казахстан, где одни не были 20 лет, другие – 10. Ездил туда только он сам — встречался с их родными и ходил по самым важным для них местам. Их прошлое появляется на огромном экране, на расстоянии вытянутой руки – вот только дотронуться до него они не могут. И самое страшное в том, что это прошлое, длящееся до сих пор, только уже без них.

Хайнрих, он же Генрих, или совсем по-русски Андрей, всю свою жизнь куда-то идёт и едет. Сначала, совсем маленьким, вместе со всей семьёй из родной Украины в Германию, вслед за отступающими гитлеровскими войсками, чтобы вернуться туда, откуда его предки приехали два века назад. Потом из Германии их выманили обещаниями хорошей жизни в СССР, но попали они на отселение в Архангельск. Там его отец создаст баптистскую общину, попадёт за это в тюрьму и далее в Казахстан. В Казахстане Хайнрих-Андрей несколько десятилетий просидит за рулём бензовоза, ездящего по одному и тому же маршруту — из Семипалатинска в Павлодар.

Сейчас за его спиной, на проекции, та самая дорога. Он не крутит «баранку» в тесной кабине, а только изображает, вертя педали на велотренажёре, но кажется, будто он вновь едет по этому пути. Рассказывает по-русски, как продвигался по нему изо дня в день, из ночи в ночь и пел, чтобы не уснуть за рулем.

Елена никогда не жила в казахских степях: она родом из соседнего Таджикистана и на таджичку похожа куда больше, чем на русскую или немку, но и ей дедушкины корни обеспечили путёвку в Германию. Её детство пришлось на гражданскую войну, и не осталось даже фотографий, которые она могла бы показать на экране. Вместо них белая пустота под щелчки затвора и её рассказ о дыре от снаряда в стене школы, луже крови у подземного перехода, динамите, которым обложен ее дом.

Елена показывает видео со свадебной церемонии своей кузины: женщины танцуют, и им по таджикскому обычаю кидают деньги. В Германии Елена занимается тем, что танцует в баре «Гадкий койот», развлекая натовских солдат и гражданскую почтеннейшую публику малопристойными танцами.

Круг замыкается: от судьбы не уйдешь.

Тёзка таджикской немки Хелена жила в городе неподалёку от Байконура. Когда-то Хелена мечтала полететь в космос, но долетела только до небольшой должности в представительстве маленькой авиакомпании в ганноверском аэропорту, но тут нефть подорожала, ударил кризис — и авиакомпания разорилась. Теперь, в спектакле, она крутит вокруг живота орбиту-обруч и прокатывается по сцене внутри колеса-центрифуги. Она задаётся вопросом: «Нужны ли сейчас кому-то полёты в космос?» И вдруг понимаешь, что, кажется, нет — уже никому больше, кроме неё, вечной девочки с пионерским голосом и весёлыми глазами. Её дом на экране такой же, как во времена детства. Из подъезда выходит брат, единственный член семьи, оставшийся в Казахстане. Она здоровается с ним, он отвечает и машет рукой, вот только видео было снято два года назад, а общаются они сейчас, и, что бы она ни сказала, его ответные реплики никак не изменятся. Брат бродит по пустому зимнему кладбищу и молча стоит перед могилами их близких. Кладбище – чересполосица свежих крестов и облупившихся красных звёзд.

Еще один герой — юноша из Казахстана, ни на кровинку не немец, просто уехал в Германию на заработки да так и остался. Сначала торговал нефтью, а теперь переключился на солнечные батареи. И тут читается метафора: вместо того чтобы брать энергию и деньги из черной подземной жидкости, он теперь берет их с неба, и чем оно яснее, тем лучше. Но только радости на его лице не заметно, паспорт у него давно немецкий, и возвращаться ему некуда. Ему, хорошему профессионалу, на родине работу почему-то никто не предлагает.

Кэги занимается документальным театром, но делает это так, что опровергает все представления об этом жанре. В его спектаклях куда больше подлинного театра, чем документа, хотя в них и не бывает ни единого слова о том, чего не было или нет в действительности.

На самом деле Кэги — великолепный психолог, способный убедить самого обычного человека поделиться не только с собой, но и с другими самым сокровенным. И, конечно, режиссёр, несмотря на отсутствие профильного образования: его пятерка существует на сцене настолько органично и естественно, что порой даже сложно поверить, что перед нами реальные участники с реальными судьбами, а не высококлассные актёры. И в этом смысле Кэги делает супертеатр — от осознания «нулевого зазора» между персонажем и героем, от того, что слышишь не выученный и освоенный текст, а чистое и беспримесное свидетельство, просто захватывает дух.

Впрочем, некоторую метафоричность позволяют себе и «персонажи». В финале спектакля Хайнрих рассказывает, как всё время колол дрова, чтобы отопить свой дом. Укладывает на пенёк поленья одно за одним и разбивает мощными ударами топора. Но на этот раз первое из них – Гитлер, второе – Сталин, за ними следуют «Хрущёв», «Горбачёв» и «Коль»: Хайнрих сводит счёты со всеми, кто управлял его судьбой, по чьей политической прихоти он десятилетие за десятилетием перемещался из страны в страну, из строя в строй, из идеологии в идеологию. В их руках человек оказывается даже меньше чем пешкой. Получается, что от нас самих ничего не зависит: те, кто правят миром, вертят нами по собственной прихоти, почти никогда не наделённой реальным смыслом. Разобраться с ними можно, лишь символически разрубив надвое «Гитлера».

Новости и материалы
Медведев предрек, что границы санитарной зоны могут пройти по Польше
Над Белгородской областью уничтожили реактивные снаряды «Вампир»
В Пермском крае мужчина спас подругу от ревнивой супруги с ножом
Венгерский журналист оценил перспективы Станковича в «Спартаке»
Медведев раскрыл мощность российских ядерных бомб
Легенда «Ливерпуля» надеется, что Клоппу установят памятник
Мужчина напал на женщину с двухмесячным ребенком на руках и ударил его по голове локтем
Ученые нашли причину уникальных различий между полушариями мозга человека
Вратарь ЦСКА Тороп, получивший жуткую травму, перенес операцию
Ученые предложили использовать бактерии для лечения рака
Мужчина погиб в момент атаки дронов-камикадзе ВСУ на село под Белгородом
В Самарской области по делу о мошенничестве арестовали советника губернатора
При взрыве в Петербурге пострадали семь человек
В Севастополе временно отключат городское освещение
Пентагон и Microsoft хотят расширить партнерство по кибербезопасности
Участник Евровидения может предстать перед судом в ЕС
Силы ПВО отразили атаки над Белгородской и Брянской областями
Отказ от мяса снижает риск развития рака и болезней сердца, подтвердили ученые
Все новости