КультураКино

Программные завихрения

«Ральф» в прокате

Фотография: kinopoisk.ru

Вышедший на праздниках мультфильм «Ральф» оказался картиной не совсем для детей и уж точно не только для них — яркой сказкой о том, что каждый из нас не без дефекта.

Действие мультфильма происходит за стеклом игровых автоматов, внутри которых – мы знали! — кипит настоящая жизнь. Главный герой, огромный и неуклюжий Ральф, – отрицательный персонаж из аркады Fix-It Felix Jr. По работе ему приходится каждый день крушить своими здоровенными кулачищами один и тот же многоэтажный дом. Положительный же герой Феликс бегает по экрану с молотком и чинит все, что успевает сломать Ральф. В конце дня, когда игровой салон закрывается, персонажи устраивают вечеринки, ходят друг к другу в гости из одного автомата в другой и всячески наслаждаются жизнью. Все, кроме Ральфа. Он в этой картине мира чужой: обитатели пресловутого особняка его боятся, а другие злодеи, с которыми он встречается на собраниях «Анонимных боссов уровней», считают белой вороной.

Потому что они со своими отрицательными ролями давно смирились, а Ральф все норовит стать хорошим.

Фокус мультфильма в том, что благое намерение героя измениться окружающему миру только вредит.

Ральф бросает свой боевой пост – и его игра оказывается под угрозой закрытия. Он лезет в другие автоматы – и саботирует чужую работу. Заявляется на празднование тридцатилетия собственной игры

и устраивает скандал, демонстрируя такой эгоцентризм, что зрителю становится не по себе: мы ведь в детстве вели себя точно так же.

Воспитательный сюжет усложняется, когда в кадре появляется второй по значимости персонаж, девочка Ванилопа. Она живет в гоночной игре, но ее отказываются допускать к соревнованиям.

Дело в том, что Ванилопа – глюк: ее программный код все время барахлит. Она чувствует себя инвалидом, а окружающие только и делают, что ее подавляют и ограничивают, часто объясняя это заботой о ней же самой.

До конца авторы раскрывать эту метафору не решаются, сводя все в шутку, но чуткий зритель и сам все поймет.

Мультфильм поставлен Ричем Муром, телевизионным режиссером, сделавшим не один выпуск «Симпсонов» и «Футурамы», и по всему видно: для автора «Ральф» — не только работа, но и возможность покопаться в собственном детстве.

По экрану бегают персонажи из Pac-Man, Street Fighter, House of the Dead, Frogger, Soniс the Hedgehog, Super Mario Bros., Mortal Kombat и прочих игровых хитов прошлого века.

Большинство шуток связано с бюрократическим устройством мира, в котором все компьютерные персонажи вдруг стали живыми людьми; едва ли найдется зритель, не фантазировавший о чем-то похожем в детстве.

Удивительно, но у мультфильма есть определенные проблемы с целевой аудиторией – хотя, казалось бы, каждую строчку его сценария должен был пять раз перепроверить и завизировать маркетинговый отдел Walt Disney. Взрослые и почти взрослые зрители на диснеевском «Ральфе» могут слегка заскучать; для них здесь заготовлено не так уж и много специальных шуток. Радость узнавания героев из детства тоже сведена к минимуму – иначе мультфильм бы превратился в зрелище только для тех, кто в теме. Наконец, даже на уровне «картинки» «Ральф» явно хочет больше нравиться девочкам, чем мальчикам: две трети сюжета разворачиваются в приторной карамельной стране.

Смотреть, как конфеты битый час гоняются за мармеладками, довольно непросто, даже если вы не диабетик.

Современным малышам в мультфильме тоже не все понятно: во-первых, аркадные автоматы им давно заменили айпэды, а во-вторых, нынешнее племя едва ли знает, что такое Street Fighter. То есть дети, конечно, добросовестно хихикают, но на какой-нибудь «Секретной службе Санты-Клауса» они веселятся гораздо звонче. По сравнению с «Мадагаскаром» настроение в кинозале и вовсе похоже на минуту молчания, плавно переходящую в комендантский час.

Это можно объяснить тем, что мультфильм говорит с юным зрителем скорее о смирении, чем о стремлении.

Герои не столько меняются, сколько учатся работать с тем, что им уже дано. Ральф осознает свою незаменимость в игре и продолжает быть злым «боссом уровня», уже не переживая по поводу своей роли.

Ванилопа начинает относиться к своей «глючности», как к дару, и даже жульнически пользуется ею, чтобы одолевать на трассе соперников.

Мораль мультфильма понятна, и если в нем есть 25-й кадр, то там наверняка написано что-то вроде «дружба превыше всего», «думай о других», «не стесняйся быть собой» и «ты лучше, чем считаешь». Мысли правильные, но обстоятельства, в которых они декларируются, немного настораживают:

«Ральф» словно бы готовит своих зрителей к компромиссам и не всегда честной игре. Кажется, рановато.

Впрочем, с главной своей миссией мультфильм все равно справляется. Он доходчиво объясняет юному зрителю: с игрушками, как и со всеми, кто встретится нам в жизни и захочет с нами водиться, надо не играть, с ними надо дружить. Особенно с теми, которым мы сами что-нибудь оторвали. И с теми, которые износились от частых игр. То, что сопровождающим взрослым от этих мыслей может стать немного не по себе, — ничего страшного. Пусть посидят, подумают.

  • Livejournal
  • Комментарии (1)

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Главное сегодня






/nm2012/ssi/right_stuff/else.shtml

Читайте также


Золотой iPad и iMac по цене машины


Что ждет русского туриста в США


33 цитаты Оскара Уайльда, с которыми невозможно поспорить


Почему у вас такое бездарное начальство


Свежие леденцы от Google


Что на самом деле сделает вас элегантным


Как получить высший балл?


На что тратят деньги очень богатые люди


Почему мужчина уходит из семьи, если о нем заботятся


Я не такая, я жду трамвая