На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Орда на оба ваши дома

На ММКФ состоялась премьера «Орды»* Андрея Прошкина

В конкурсе Московского кинофестиваля фильм Андрея Прошкина «Орда» — о хождении митрополита Алексия в ордынскую столицу Сарай, тщетности надежд на спланированное чудо и драме личного выбора. Картина стала замыкающей частью своеобразной трилогии сценариста Юрия Арабова, посвященной русской идее.

К хану Тинибеку (Андрей Панин) на карачках ползут латинские послы-монахи — поинтересоваться его военными планами. У хана Тинибека празднества: мясо хватают жадно руками, музыкантов слушают искусных, со свечей пламя саблей сбивают. Обиженный отказом гостей угоститься из рук его мясом хан Тинибек вспоминает, как брат его любимый Джанибек (Иннокентий Дакаяров) откусил кусок от живого барана. Минуту спустя удачно пошутившему хану Тинибеку любимый брат Джанибек накинет на шею нитку бус и удавит. «Хрящиком подавился», — отчитается перед матерью Тайдулой (Роза Хайруллина) младший сын перед тем, как просить благословения на ханство. Когда же мать ослепнет, перепробует всех колдунов, от местных до индийских, и пошлет гонцов к московскому князю Ивану (Виталий Хаев) с ультиматумом: либо митрополит Алексий (Максим Суханов) приезжает в Орду и совершает чудо исцеления, либо Джанибек сжигает Москву.

Тема чуда и испытаний как вероятной основы русской идеи занимает сценариста Юрия Арабова давно. Может быть, даже всегда занимала, но в последнее время как-то совсем главной стала. Сначала Кирилл Серебренников снял «Юрьев день» про то, как оперная певица теряет сына где-то среди снегов и церквей в Юрьеве-Польском и в ожидании его возвращения посреди провинциальных русских ужасов обретает себя в вере. Затем Александр Прошкин снял «Чудо» про то, как на фоне подступающей хрущевской «оттепели» советская девушка застыла в танце с иконой в руках.

Теперь вот и сын Александра Прошкина Андрей поставил арабовскую историю — в «Орде» (организация запрещена в России) от Алексия ждут чуда на заказ, а он единственный понимает, что чудеса не дело рук человеческих и логика их не так проста.

Впрочем святителю ничего не остается, кроме как уповать на то, что Бог не оставит не столько его, сколько Москву и тех, кто в его заступничестве нуждается.

Бог, конечно, оказывается не так прост, и Алексию предстоят и искушение, и страстной путь, и искупление собственных и чужих грехов.

Чужих, потому что Москва православная в лицах князя и юного помощника митрополита Федьки (Александр Яценко) не ближе к Богу, чем исламизированная Орда. И там, и там люди живут в язычестве. Князь в полушутку говорит, что если Бог не поможет, то о помощи придется просить Перуна. Федька в тяжелую минуту на чужой земле мешает в одно заклинание о спасении православную молитву и «Алла-ху акбар». Хан в попытках исцелить мать обращается к магии — ее носителем он считает в том числе и московского митрополита, которого в глаза и за глаза называет «колдуном».

Поддавшись в какой-то момент давлению всеобщих ожиданий, Алексий почти языческим образом пытается воспроизвести рецептуру чуда из Священного писания — разумеется, тщетно.

Прошкин-младший качественно экранизирует, а артисты хорошо играют историю про столкновение миров, неисповедимость путей и личный выбор. А с фактурой работает так, что хочется об истории и вовсе забыть, потому что и про столкновение миров, и про неисповедимость путей бывает сложнее и интереснее. И уж тем более про личный выбор.

Зато не придраться к воссозданию облика и жизни Сарая, столицы Орды, которую позднее Тамерлан сравнял с землей так, что до сих пор ученые толком не поймут, ни где именно город стоял, ни каким был.

Город здесь — это не просто декорации. Он высится над рекой библейским Вавилоном, обреченным на погибель, и растлевает кочевников в недрах дворцов забавами диковинными. Недаром суровая Тайдула сама живет посреди степи, в шатре, и пытается напомнить сыну о том, что предок их Чингисхан городов не строил.

Но то судьба старого мира, а новый толком еще не сформировался. И только ханский гонец Тимер (Федот Львов) понимает, отчего русский старик пускается путем страданий, когда тому кажется, что Бог отвернулся от него. А близость того или иного героя к постижению божественного промысла определяется по ответу «не знаю» на вопрос о том, в чем он состоит. Увы, торжествующая в картине логика искупляющего страдания пусть и устроена несколько сложнее, чем языческая логика обмена услуг на дары, но также остается слишком человеческой.

Картина дня
Новости и материалы
Появились подробности жизни актера из Mortal Kombat
В трех российских аэропортах сняли ограничения
Путин прибыл в Президентский дворец в Нью-Дели
Россиян предупредили о возможном подорожании ремонта
Жителям Москвы и Подмосковья пообещали аномальное тепло до конца декабря
Синоптик сообщил, что снег и мороз в Москве пока не ожидаются
В Кремле ответили на вопрос о телефонном разговоре Путина и Трампа
Госдума не поддержала идею введения ограничений на управление авто пожилыми людьми
«Перекидывали по разным гейтам»: россияне застряли в аэропорту Египта на 14 часов
В Кремле ждут реакцию Вашингтона на встречу Путина с делегацией США
Помощник президента рассказал, сколько продлилась беседа Путина и Моди тет-а-тет
Россия в январе — ноябре текущего года сократила поставки СПГ в Европу
Звезда НХЛ стал восьмым из России, набравшим 900 очков
Матвиенко рассказала об актуальности подвига Красной армии при обороне Москвы
«Напряжение растет»: Госдуму озаботило раздражение россиян блокировкой WhatsApp
Полицейские пресекли крупное мошенничество с деньгами военнослужащих СВО
В России упали продажи автомобилей с пробегом
Врач рассказала, в какое время суток нужно делать тест на беременность
Все новости