Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Опыт российским театром не очень востребован»

Руководитель театра «Практика» Эдуард Бояков об открытии Политеатра в Политехническом музее

Эдуард Бояков рассказал «Парку культуры» об открытии Политеатра, премьерном спектакле «Волны», в котором Вениамин Смехов и Алиса Хазанова читают Владимира Сорокина, и о том, почему чистые жанры перестали быть актуальны.

Спектаклем «Волны» по рассказам Владимира Сорокина открывается Политеатр — новый проект создателя театра «Практика» Эдуарда Боякова, расположившийся в Большой аудитории Политехнического музея. Среди ближайших премьер нового театра «Демарш энтузиастов» Александра Филиппенко по текстам Довлатова, Жванецкого и Аксенова, постановка «Выбор героя» по пьесе Игоря Симонова и поэтические спектакли Веры Полозковой и Олега Груза, а также работа из серии «Человек.doc», посвященная Артемию Лебедеву. В «Волнах» Бояков, выступивший режиссером, занял Вениамина Смехова и Алису Хазанову. Накануне премьеры руководитель Политеатра рассказал «Газете.Ru» об устройстве и значении Большой аудитории Политеха, здешнем «гении места» и о том, зачем новой драме преемственность поколений.

— Как возникла идея Политеатра?

— В какой-то момент то, что мы делали в театре «Практика», стало переливаться через край. А если не дать творческой энергии выплеснуться на новые поверхности, то она начнет киснуть.

Почему именно Политех? Потому что (и я в этом за время подготовки спектакля «Волны» убедился на сто процентов) лучше, энергичнее, сильнее места для современного театра не найти. Мы все говорим о том, что новой драматургии нужны новые площадки и новые формы, новые модели. Нам всем стало очевидно, что советский репертуарный театр себя исчерпал. Но причины этого не только в кризисе старой театральной формы; есть еще и причины технологические, если хотите — архитектурные. Портальный театр итальянской модели, с колосниками и живописным задником, не подходит для актуальных текстов. Он годится для театральных аутентистов, для воплощения аутентичных классических текстов, вплоть до чеховских: дальше Чехова пространство начинает сопротивляться. Ответом на кризис этой архитектурной модели стала новая конструкция сцены, появившаяся во второй половине прошлого века, – blackbox, «черная коробка», позволяющая реализовывать проекты. Этот формат стал очень популярен в Европе, и начиная с 70-х годов актуальный европейский театр все время обращался к нему. Половина, если не больше, актуальных театральных высказывании делается в этом архитектурном сценографическом формате.

А теперь посмотрите на Большую аудиторию Политеха, которую Вознесенский в свое время сравнил с большим ухом...

— Она напоминает амфитеатр, то есть форму еще более древнюю.

— Да, это амфитеатр. То есть конструкция, в которой зритель всегда смотрит перпендикулярно стоящему и говорящему на сцене, куда бы ни сел. И для решения задач, стоящих перед современным искусством, такое устройство сцены и зала подходит как нельзя лучше, потому что напоминает – простите за пафос – храм. Мой учитель, композитор Владимир Мартынов постоянно говорит, что одна из главных проблем современного искусства в том, что оно потеряло связь с сакральным пространством. А в такой архитектуре, как Большая аудитория Политеха, эта трансцеденция снова может появиться. В сакральном пространстве художник не столько производит искусство, сколько воспроизводит, транслирует его. Ему не обязательно что-то делать, не обязательно быть автором – он становится проводником сакрального.

— В таком случае получается, что «гений места» имеет какое-то решающее значение. Почему тогда вы остановились на Политехническом?

— Да, конечно, пространство оказывает влияние на то, что внутри него происходит, «гений места» — он диктует. И поэтому для одних замыслов нужен «Винзавод» или «Красный Октябрь», для других – Политех. Что провоцирует Политехнический? Во-первых, дух инноваций. Во-вторых, научную, этнографическую культуру текста как документа, культуру скрупулёзной фиксации и детального разбора – а это, грубо говоря, не что иное, как вербатим (в документальной драматургии методика дословного воспроизведения на сцене речи персонажа, со всеми глубинными характеристиками и особенностями – «Парк культуры»). Наконец, этот удивительный предметный мир экспонатов в экспозиции – вещь для театра принципиально важная.

Если же сужать до Большой аудитории, то здесь вообще все просто: в течение последних ста лет она неоднократно была точкой, знаком «оттепели», символом свободы — человеческой, политической, творческой. Люди сюда приходили затем же, зачем мы на Болотную – чтобы почувствовать позитивные изменения.

— Вы говорили о том, что Политеатр стал результатом роста, выплеска «Практики» за свои пределы. Но станет ли новая площадка еще одной «Практикой» или вы уже заложили разницу форматов?

— Немного не так. Смотрите: ни одна творческая площадка не может существовать без желания сбросить классику с корабля современности: без этой интенции работать просто невозможно. В то же время нельзя и работать без сцепки, звена, соединяющего инновацию с существовавшим в культуре до того. Никто не подвергает сомнению тот взрыв, который произвела новая драма с российской сценой, однако новая драма слаба, потому что предшествовавшее ей поколение драматургов оказалось просто потерянным. Владимир Сорокин и Людмила Петрушевская – два сильнейших драматурга, у которых не случилось биографии в театре. Да, они добились признания как прозаики, но как драматурги остались нераспробованными, нераспознанными. То, как эти два автора слышат речь (а именно в этом назначение драматурга, в отличие от прозаика, работающего с эпическим, с сюжетом, и от поэта, который фиксирует лирическое), выдает их фантастические задатки. Но к тому моменту, когда они явили себя как драматурги (конец 1980-х), у них уже не было площадки: наш театр был уже безусловно болен, исчерпал все возможности и закончился Эфросом и Любимовым.

— В «Практике» кроме спектаклей проводились поэтические вечера, а Политех помимо поэтических концертов известен еще и музыкой. Какова будет карта жанров в репертуаре Политеатра?

— Здесь нужно делать шаг в сторону новых жанров, а не какой-то четкой карты с четкими границами. В данном случае важно не развести жанры, а синтезировать. Здесь не будет музыки ради музыки и поэзии ради поэзии. Если мы будем делать чей-то концерт – значит, мы поработаем с биографией артиста и постараемся представить ее так, чтобы она образовала контекст для восприятия, например с помощью видео. Если это фолк-концерт , то обязательно с календарно-обрядовым действием, ритуалом. Это должны быть вещи на стыке жанров и практик.

— Как это проявится в ближайших ваших премьерах?

— Посмотрите сами. Спектакль «Волны»: мы берем Сорокина и представляем его рассказ в виде… читки. И одновременно визуального перформанса. Это игра и в одно, и в другое. Одна из следующих премьер – новый спектакль в цикле «Человек.doc» об Артемии Лебедеве. Смотрим: его ставит и играет режиссер и драматург Юрий Муравицкий — уже в этом интрига; плюс, конечно, тема цифровых технологий. Далее «Выбор героя» по тексту Игоря Симонова. 2014 год , молодой режиссер снимает фильм об архитекторе, который восстанавливает Манежную площадь после деятельности Церетели и Лужкова. И в результате своей деятельности режиссер наступает на новые властные грабли, уже куда более серьезные, сильные и мощные. Его заставляют переделывать финал, в котором власть и президент представлены в исключительно положительном образе. Режиссер подписывается, но снимает свой финал, после чего ритуально сжигает фильм и оказывается за это в суде – где, собственно, и происходит действие пьесы. В этом спектакле будет работать пространство: дубовая, в европейском стиле, Большая аудитория – лучшее пространство для судебного процесса, которое можно себе представить. Зал МХТ, подвал «Практики» — и там, и там этот сюжет смотрелся бы… театрально. А здесь, в Большой аудитории, антураж таков, что он эту границу полностью снимает. Пространство становится действующим элементом.

— Каждый современный театр, каждая площадка выводят и закрепляют в сознании зрителя своих звезд: есть звезды «Практики», звезды «Театра.Doc», Центра драматургии и режиссуры. Политеатр представит кого-то в этот ряд?

— Да, и я могу уже сейчас назвать некоторые из их имен – и не стоит удивляться тому, что они могут быть вам известны. Это Александр Филиппенко, это Вениамин Смехов, это Алиса Хазанова, это Ингеборга Дапкунайте. Это не просто звезды — это актеры с необычной судьбой и траекторией. Обратите внимание, что они не вписались ни в одну из существующих систем, ни к одному театральному порту их приписать нельзя. Почему? Потому что они самостоятельны, за ними не только талант, но и человеческий опыт. А вот как раз опыт российским театром не очень-то востребован — куда важнее умение обезьянничать, мимикрировать. А вот названные мною люди этим как раз не занимаются. В каждой их роли есть подтекст, связанный с личной историей, с личным мифом.

— Театр «Практика», фестиваль «Текстура» в Перми, театр «Сцена-Молот» там же и вот теперь Политеатр – в чем для вас общий знаменатель всех проектов, осуществленных вами за последние пять лет?

(надолго задумывается) Современность. Поиск ответа на вопрос о том, как современность может отразиться в голове и душе художника. Как найти способ пристроиться, подключиться к современности, не оказаться в заложниках у системы жанров, не уйти в воспроизведение и повторение… пусть даже священных, но уже кем-то придуманных способов существования.

Новости и материалы
Синоптики назвали регионы РФ, где на выходных ожидаются заморозки
Профориентолог дала советы, как выбрать свою профессию
В Белом доме выразили беспокойство из-за развития отношений России и Китая
В Воронежской области объявили угрозу атаки БПЛА
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
США провели ядерное испытание на полигоне в Неваде
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Милиция Киргизии заявила о стабилизации ситуации в Бишкеке после стихийного митинга
В Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 5,8
В Финляндии начали расследование крупной утечки данных
Ученые узнали, когда первые люди поселились на Кипре
Школьникам объяснили, чего нельзя делать за неделю до ЕГЭ
Гросси оценил сотрудничество России и МАГАТЭ по Запорожской АЭС
В Госдуме предложили увеличить штраф за курение в неположенных местах
В Минсельхозе рассказали о последствиях аномальных заморозков
Все новости