Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

От Бальзака и Рабле

Умер Клод Шаброль

Во Франции в возрасте 80 лет скончался один из основоположников «новой волны» — режиссер Клод Шаброль.

Когда в воскресенье стало известно о смерти Клода Шаброля, новостные издания Франции наполнились соболезнованиями, поступающими буквально со всех сторон — не только от кинематографистов, но и от чиновников и представителей власти. Николя Саркози заявил, что Шаброль «унаследовал изящество от Бальзака, а юмор и живость от Рабле». Жерар Депардье, сыгравший в последнем фильме режиссера «Беллами», вспоминал жизнерадостность Шаброля и печалился, что не может поверить в его кончину. Премьер-министр Франции заметил, что французское кино потеряло одного из главных мастеров, «который совершил революцию в стиле и технике, обратившись к реальной жизни». Директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо сказал, что манера Шаброля в большей степени классическая, чем у многих других представителей «новой волны», однако «в его классицизме было столько отваги, свободы и эрудиции, что триллеры Шаброля навсегда останутся уникальным явлением в истории кинематографа».

Сказать, что Клод Шаброль был для кино знаковой фигурой, — не сказать ничего. Ведь он стал одним из официальных лиц французской «новой волны», оказавшей влияние не только на киноиндустрию Франции, но и впоследствии на целое поколение голливудских режиссеров. Впрочем, как признавался позднее Шаброль,

в идеи «новой волны» он, в отличие от своих соратников-леваков Трюффо и Годара, никогда толком не верил.

Их объединяло только одно — все они были уверены в том, что кино должно уйти из студий с дорогостоящими декорациями в реальный мир.

Клод Шаброль родился в 1930 году в Париже, во время войны был эвакуирован в провинцию и уже тогда грезил съемками фильмов, хотя у его родителей имелись относительно сына совсем другие планы: отец будущего режиссера мечтал, чтобы Клод продолжил семейное дело и стал фармацевтом. Некоторое время Шабролю удавалось сопротивляться тяге к кинематографу — он освоил фармакологию и пытался учиться праву, однако все кончилось работой критиком в легендарной «Кайе дю Синема» бок о бок с Годаром, Трюффо, Ромером и Риветтом, которые совсем скоро войдут в историю как революционеры французского кино.

Наследство, полученное от бабушки женой Шаброля, позволило ему основать собственную компанию.

Первым делом он спродюсировал короткометражку своего приятеля Риветты, а в 1958 году выходит лента уже самого Шаброля «Красавчик Серж», которая считается точкой отсчета «новой волны».

Пришедшее на смену большому стилю и приглаженной кинематографической реальности новое течение взялось за социальную критику и «правду жизни»: герой «Красавчика Сержа» приезжает в родной город, чтобы обнаружить, что его друг детства спивается и катится по наклонной. Дальше последуют «Четыреста ударов» Трюффо и «На последнем дыхании» Годара, а вышедший в 1959 году следующий фильм Шаброля, «Кузены», в котором сталкиваются два характера — деревенский простачок и городской франт, — становится обладателем «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля.

Шаброль на протяжении почти всей карьеры поддерживал темп, снимая едва ли не по картине в год, лишь немного снизив темп в последние годы. В 2004-м выходит «Подруга невесты», в 2006-м «Комедия власти», в 2007-м «Девушка, разрезанная надвое», в 2009 году «Беллами». Бравшийся и за коммерческое кино, и за телепроекты, и за экранизации («Мадам Бовари» по Флоберу, «Тихие дни в Клиши» по Миллеру),

Шаброль прославился как один из мэтров остросоциального кино,

хотя и склонного, по его собственному признанию, видеть детектив во всем, вплоть до «Анны Карениной». Режиссера интересовала не только и не столько буржуазная драма, сколько собственно криминальная интрига и детектив. «Неверная жена», «Кровавая свадьба», «Мясник», «Пусть умрет зверь», «Чудовищная декада» — неспроста в 1957 году Шаброль выпускает на пару с Эриком Ромером книгу «Хичкок»: именно этот режиссер оказал на него наибольшее влияние.

Всю жизнь снимавший чернуху, мрачные криминальные драмы, препарирующий пороки буржуазии и ужасы, скрывающиеся за фасадом тихой провинции, в жизни Клод Шаброль был веселым гедонистом. Трижды женатый, отец четверых детей, он был готов хохмить обо всем на свете. «В наши дни пицца приезжает быстрее, чем полиция», — говорил режиссер — и это лишь один из афоризмов человека, не стеснявшегося рассказывать, что, снимая свой первый фильм, он ничего не знал о процессе съемок, и, «когда мы приступили к первому плану и оператор захотел, чтобы я посмотрел в визир, я уткнулся в расположенный под ним штырь». Шаброль утверждал, что счастлив и ни о чем не жалеет, намеревался отмечать в Берлине 60-летие и 70-летие своей творческой деятельности и ставил себе шутливую цель: «Я собираюсь побить рекорд Мануэля де Оливейры, которому сейчас 101 год».

Сообщение о смерти режиссера поступило в воскресенье от официального представителя по культуре Франции. Официальная причина смерти еще не названа.

Новости и материалы
В Германии признали провал политики по Украине
Стало известно, как работодатели относятся к дружбе между сотрудниками
Российские военные рассказали, как проходил штурм Стрелечье под Харьковом
Сестра главы КНДР раскритиковала сообщения об оружейных сделках с Россией
CNN: в конфликте на Украине наступил переломный момент
Бывший разведчик США раскрыл, что окажется «проклятием» для Украины
Сектор Газа вновь лишился топлива
Россия готова строить новые космодромы по всему миру
ВС РФ активно используют дроны «Упырь» в Харьковской области
В Великобритании обеспокоились ответом России на поставки Storm Shadow
Жителям Новороссийска запретили выходить из дома после атак БПЛА
Минюст расширил штаты для духовного окормления арестованных
В Шебекино объявлена ракетная тревога
Беспилотники атаковали Туапсе, загорелся НПЗ
Рябков назвал авантюристским курс НАТО по отношению к России
Невролог рассказала, сколько раз в неделю можно пить обезболивающие
В МИД объяснили, почему России не важны итоги выборов в США
Глава Новороссийска призвал жителей оставаться в укрытиях из-за массированной атаки дронов
Все новости