Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Не смейся над Бальзаком

Дневник ММКФ-2010

Дневник ММКФ: автопортрет села без мата в «Воробье», трехкопеечные хорроры в формате канала «Культура», Годар изобретает киноэсперанто и ненавидит зрителей, «Дорогая Элис» о сочувствии к афрошведам, «Брестская крепость» — не провал и не прорыв.

Наконец-то состоялся показ единственной российской ленты в конкурсной программе ММКФ — «Воробья» Юрия Шиллера. В деревне обитает табун лошадей, в один прекрасный день сказочным образом появившийся в селе. Этот табун директор совхоза решил продать на убой, чтобы расплатиться с кредитом. Жители села неуверенно возмущаются, но решительные меры готов принять лишь мальчик Митя, по прозвищу Воробей. Юрий Шиллер — известный документалист, и надо понимать, что «Воробей» находится где-то на стыке игрового и документального кино. Это ни в коем случае не мокьюментари, просто в съемках участвовало немало деревенских жителей, и не было четко прописанных сценарных реплик: режиссер часто просил актеров высказаться о чем-то в кадре или обрисовывал ситуацию и предлагал среагировать.

Получился портрет села, причем весьма необычный с точки зрения российского артхауса, привыкшего превращать всех обитателей замкадья в страдающих от безысходности кровожадных алкашей.

В «Воробье» не произносится ни единого матерного слова, никто не напивается до потери пульса, зато все рады поговорить о душе (а Митя так и вовсе может поддержать разговор про адронный коллайдер). Деревенские счастливы жить своей, пусть и бедной, но устоявшейся жизнью, которой все эти новомодные капиталистические штучки вроде кредитов только мешают.

Братья Джордж и Майк Кучары – стилеобразующие персонажи для одной из веток американского независимого кино – стали героями довольно невзрачной документалки «Это сделали Кучары». О снимавших трехкопеечные фантастику, хорроры и еще бог знает что братьях режиссер Дженнифер Крут рассказывает в формате телеканала «Культура» (простите, «Россия К») или в лучшем случае ВВС. В то же время, чтобы оценить градус безумия и творческой свободы кумиров канадского гения Гая Мэддина, достаточно заглянуть в глаза самих Джорджа и Майка, когда они в порядке очереди ведут рассказ от первого лица. Мэддин, кстати, появляется в качестве одной из говорящих голов, а ведь куда лучше было бы, если б он сам стал режиссером этого фильма: вряд ли кто-то в современном кино понимает про Кучаров больше, чем виннипегский мастер шизофренического хепенинга, наиболее бережно сохранивший творческие принципы братьев.

«Я пришел французский слушать, а не вас», — манерный юноша отмахивался от пришедшей занять свое место согласно билету дамы на фильме «Социализм» Жан-Люка Годара.

Столпотворение тут случилось не хуже, чем на «Аде Анри-Жоржа Клузо». Тем любопытней оказался эксперимент, дистанционно поставленный великим французом. Немного найдется фильмов, настолько ненавидящих своего зрителя: кадры сменяются в произвольном порядке, диалоги складываются в буриме и шарады, причем рифмы остаются где-то на границе, а то и за кадром. Мальчик в красной майке с надписью «СССР» дирижирует палкой и грозит кому-то по ту сторону экрана. Две женщины говорят об Александре Марининой. По ступеням знаменитой одесской лестницы идет экскурсия, которую голос за кадром атрибутирует как «ерунду какую-то». Одна из самых ярких реплик: «Если будете смеяться над Бальзаком, я вас вообще убью». Один час сорок минут картины формально структурированы отбивками – белыми буквами на черном фоне: «Вещи», «Куда идешь, Европа» и «Гуманитарные науки». Объясняют они про Годара и его фильм не сильно больше, чем вся остальная использованная для съемок пленка, но всё вместе вопросов почти не оставляет.

Отношения режиссера с родным материком хочется оставить в стороне: в данном случае его политические и философские максимы не так интересны, как способ их произнесения.

Именно способ, а не интонация, которая до последнего остается безразлично-желчной. Годар выводит своеобразное киноэсперанто, универсальный язык всех европейских кинематографий, а потом начинает гадать на нем – выбирает случайные слова и цитаты и встраивает их в общую картину. Пока режиссерская мысль резвилась на экране, юноша, хотевший «слушать французский», куда-то подевался.

Конкурсная «Дорогая Элис» с Дэнни Гловером оказалась миниатюрным вариантом «Вавилона» Иньярриту, без размаха, с одной звездой и о сочувствии — главным образом, к африканским народам, проживающим в Швеции. Автор фильма – лауреат ММКФ 2005 года, получивший гран-при за фильм «О Саре», Отман Карим.

Ну и на закате показали «Брестскую крепость».

К фильму зрителей готовили весь день: в фойе «Октября» играли «Бухенвальдский набат» и «Катюшу», а в программе показывали «Иди и смотри». Вечерняя премьера тем не менее внушала понятные опасения. Некоторое время назад «Парк культуры» по случаю выхода в прокат «Предстояния» сетовал на кризис отечественного военного кино, и фильм Александра Котта, по техническим причинам сместивший в прокатных планах «Утомленных солнцем 3: Цитадель», грозил стать еще одним тому подтверждением. К счастью, обошлось.

«Брестская крепость» не прорыв и не провал, а просто, что называется, крепкое военное кино.

Вполне адреналиновые боевые сцены с пляшущей камерой, с одной стороны; длинные планы и ракурсы, взятые с оглядкой на советскую классику – с другой. Если бы не кровавые муляжи оторванных конечностей, будто перекочевавшие с площадки «Предстояния», и еще лишние минут двадцать ненужных красивостей, было бы еще лучше. Проблема лишь в том, что фильмов такого уровня те же китайцы снимают по пять в год. Кстати, режиссер «Телохранителей и убийц» Тэдди Чэнь приехал на премьеру «Брестской крепости», высидел все два часа и вежливо сказал, что картина ему понравилась.

Новости и материалы
Зеленский заявил, что ограничения Запада дают преимущество России в конфликте
Бросившего гранату в мобилизованных сержанта признали виновным
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Собравшиеся в центре Бишкека согласились разойтись
Профориентолог дала советы, как выбрать свою профессию
В Белом доме выразили беспокойство из-за развития отношений России и Китая
В Воронежской области объявили угрозу атаки БПЛА
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
США провели ядерное испытание на полигоне в Неваде
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Милиция Киргизии заявила о стабилизации ситуации в Бишкеке после стихийного митинга
В Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 5,8
В Финляндии начали расследование крупной утечки данных
Ученые узнали, когда первые люди поселились на Кипре
Школьникам объяснили, чего нельзя делать за неделю до ЕГЭ
Все новости