Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

История лицом вышла

Обзор выставки «Лики истории в европейском искусстве XIX века»

Марат умирает, Галилей томится в узилище, Колумб агитирует испанского короля за Америку — Пушкинский музей показывает международную выставку «Лики истории в европейском искусстве XIX века», приуроченную к традиционным «Декабрьским вечерам».

Долгое время считалось, что популярный прежде европейский стиль под названием «историзм» особой художественной ценности не представляет. Мол, бывали отдельные достижения, обязанные своим появлением талантам конкретных авторов, но в целом – сплошная эклектика и бесконечные впадения в салонную красоту. Однако со временем выяснилось, что все новые и новые поколения зрителей не перестают любить этот изобразительный стиль. А в эпоху постмодернизма он вообще оказался актуальным и востребованным. Так что нынешним искусствоведам приходится переоценивать многое из того, что когда-то казалось переоценке не подлежащим.

«Лики истории» собирались по многим российским и зарубежным музеям – упомянем хотя бы Эрмитаж, Третьяковку, Лувр, лондонскую галерею Тэйт, берлинскую Галерею старых мастеров, Штеделевский институт во Франкфурте.

Но, несмотря на внушительный набор источников, в списке экспонентов не так уж много имен, которые были бы у всех на слуху и однозначно считались бы звездными.

Все по той же причине: историзм до недавних пор оставался на периферии внимания. Впрочем если понимать этот стиль более широко, то к нему можно отнести и некоторых знаменитых авторов, так что без опусов Франсиско Гойи, Доминика Энгра, Жака-Луи Давида, Оноре Домье московский зритель не остался. Главный хит выставки – давидовская «Смерть Марата», вариант популярной картины, изображающей гибель вождя французской революции от рук Шарлотты Корде. Имеется еще эскиз того же художника к не менее известному полотну «Клятва Горациев».

А другой классицист, Доминик Энгр, представлен монументальным холстом «Роже и Анжелика», сюжет которого легко спутать с мифологической историей про Персея и Андромеду. Здесь тоже есть красотка, прикованная к скале, и герой на крылатом коне, поражающий копьем морское чудовище. Но вообще-то коллизия эта позаимствована из поэмы Ариосто «Неистовый Роланд».

Что как раз характерно для историзма: художники охотно брались за сюжеты, которыми их предшественники обычно пренебрегали.

Особенным вниманием стало пользоваться Средневековье, оказавшееся кладезем разного рода занимательных историй. Потому в экспозиции отыщется изрядное число произведений с заголовками вроде «Валентина Миланская, оплакивающая смерть мужа, герцога Орлеанского, убитого в 1407 году герцогом Бургундским». Тогдашняя публика находила эти сюжеты свежими и оригинальными.

Именно в XIX столетии героями картин и изваяний все чаще стали оказываться реальные люди из давнего или недавнего прошлого, причем не только короли и святые мученики. Картины «Галилей в темнице» или «Христофор Колумб перед Фердинандом и Изабеллой» отражают интерес к жизни ученых, мореплавателей, философов, художников, поэтов. Да и люди «без биографии» легко могли попадать на передний план, если их истории выглядели чем-нибудь занимательными. Скажем, на полотне Никола Туссена Шарле «Ночной дозор» изображены простые наполеоновские гренадеры, греющиеся у костра. Непритязательная зарисовка сразу вызывала в воображении современников недавнюю эпоху великих войн.

Картина в целом получается довольно пестрой: в одном проекте соединились и классицисты, и романтики, и символисты, и художники модерна.

Найдутся работы немецких назарейцев, исповедовавших новое прочтение религиозных сюжетов, и участников английского Братства прерафаэлитов, обративших взор на эстетику раннего Возрождения. Академический салон упражнялся в изысках (отдавая предпочтения сюжетам, где уместна была бы обнаженная натура), символисты вроде Арнольда Бёклина тяготели к мистическим видениям. Европейские тенденции не обошли Россию: на выставке хорошо заметно, насколько наши авторы действовали в общем русле. Эскизы Карла Брюллова к «Последнему дню Помпеи» и Александра Иванова к «Явлению Христа народу», этюд «Боярыня Морозова в санях» Василия Сурикова, салонные красавицы от Генриха Семирадского, фантазии Александра Бенуа на тему «галантного века» – все это в здешнем контексте становится очередным подтверждением и без того понятной идеи: русское светское искусство связано с европейским сотнями нитей и отдельно от последнего не может быть рассмотрено, если требуется осознавать его корни и эволюцию.

Новости и материалы
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Милиция Киргизии заявила о стабилизации ситуации в Бишкеке после стихийного митинга
В Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 5,8
В Финляндии начали расследование крупной утечки данных
Ученые узнали, когда первые люди поселились на Кипре
Школьникам объяснили, чего нельзя делать за неделю до ЕГЭ
Гросси оценил сотрудничество России и МАГАТЭ по Запорожской АЭС
В Госдуме предложили увеличить штраф за курение в неположенных местах
В Минсельхозе рассказали о последствиях аномальных заморозков
В Бишкеке оцепили улицу, где местные жители собрались после драки с иностранцами
США не подталкивают Киев к нанесению ударов по территории РФ
Danone завершила продажу своих активов российской «Вамин Р»
У здания калининградского суда подрались участницы процесса
Бывший гендиректор «Ростова» задал острый вопрос РФС
Все новости