Сенсационного результата вроде бы ничто не предвещало. Хоть и числился «Портрет Николая Рериха в тибетском облачении» самым потенциально дорогим лотом нынешних «русских торгов» дома Christie's (эстимейт прогнозировал выручку за него в районе 900 тыс. — 1,1 млн долларов), однако предугадать троекратный взлет цены было решительно невозможно. Уж очень кому-то из коллекционеров захотелось обладать этим портретом (имена покупателей аукционистами традиционно не разглашаются). Этот сюрприз выглядит тем более внушительным, если учесть скромные результаты торгов в целом.
Суммарно Christie's наторговал на 13,225 млн долларов — это даже чуть ниже той выручки, которую получил за два дня до того Sotheby's (у тех было 13,842 млн).
Увы, исключение не влияет на общую картину, и преисполняться оптимизмом как минимум преждевременно. Но отдельно взятый рекорд заслуживает внимания.
Дело в том, что если кто из семейства Рерихов и тянул прежде на звание ньюсмейкера аукционных торгов, то прежде всего знаменитый Николай Константинович. Его работы традиционно пользовались хорошим спросом — сначала у американских и европейских коллекционеров, а впоследствии и у наших. Мистические гималайские пейзажи и более ранние композиции в духе «Мира искусства» всегда стоили довольно дорого, однако все же не взлетали на самую вершину ценовых рейтингов. Тем более не числился среди фаворитов аукционных торгов младший сын художника Святослав. Сделавшись вполне известным портретистом, он все-таки пребывал в тени своего куда более популярного отца. И вот сейчас тень этой популярности сыграла на удивление позитивную роль.
Портрет отца, написанный Святославом Николаевичем в 1933 году, вскоре после приезда в Индию из Америки, оказался предметом коллекционерских вожделений.
Смесь буддистской символики и христианской иконографии представляется несколько эклектичной, но личность Рериха-старшего должна отменять всякие эстетические претензии.
Любопытно, что второй по значимости результат нынешних «Русских торгов» Christie's принадлежит как раз Николаю Рериху: его горный пейзаж из серии «Шамбала» был продан за 1,426 млн долларов, то есть тоже с превышением эстимейта. А дальше глубокий провал.
Ни один из оставшихся лотов не дотянул и до полумиллиона.
Охотнее прочего брали дореволюционный фарфор и серебро от фирмы «Карл Фаберже», однако цены на этот репертуар не таковы, чтобы говорить о сенсациях. Касса тут делается только за счет «вала». Словом, не хотелось бы никого разочаровывать, но о преодолении кризисной тенденции речи пока нет. Впрочем, как и о ее усугублении. Фейерверк из трех миллионов — лишь информационный повод, а не симптом арт-рынка.