Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Розгами бы их

В прокат вышел фильм Павла Лунгина «Розыгрыш»

На экраны вышел «Розыгрыш»: переделка на новый лад старого советского кинохита, заставляющая задумываться о том, не пора ли вернуть в школы телесные наказания.

В далеком 1976 году, когда советский кинематограф был зажат в железные тиски партийной цензурой, наши режиссеры снимали очень хорошие фильмы. Одним из них в означенный год стал «Розыгрыш» Владимира Меньшова. Этот триллер (сейчас бы его, наверное, запросто так назвали) из школьной жизни стал режиссерским дебютом будущего лауреата «Оскара», который сейчас мечется между эпатажными, но патриотичными выходками типа скандала на вручении премии «Сволочам» и не вполне понятными в этом контексте ролями в отечественных сериалах.

Но речь, собственно, не о Меньшове. Речь о Лунгине.

Лунгиных, собственно, два.

Первый – Семен Львович – советский сценарист, известный, кроме того же «Розыгрыша», по фильмам «Внимание, черепаха!» и «Трое в лодке, не считая собаки».

Второй – Павел Семенович – известен как режиссер хороших фильмов «Такси-блюз», «Луна-парка», менее хороших «Свадьбы» и «Острова» и невнятных «Бедных родственников». Лунгин-младший и решил снять ремейк картины «Розыгрыш». То ли это была дань памяти отца, то ли шествие по стопам Никиты Михалкова, который с ремейком «12» соскреб по сусекам все мыслимые и немыслимые кинопремии… Сам Лунгин, правда, выступил в роли продюсера – если что, взятки гладки. Режиссером стал Андрей Кудиненко – спорный, но, очевидно, хороший киношник. Зачем он это сделал – сам, наверное, теперь задумался.

Но вернемся к фильму. В старом «Розыгрыше» речь шла о школьных перипетиях, когда в поисках высших материй ученики конфликтовали с учителями и окружающим миром. В новом – примерно то же, но на современном уровне.

Протагониста Игоря исполняет певец Noise MC. Он, согласно реалиям сегодняшним, типа крутой чувак, рэпер и все такое. Создателей картины, кстати, очень радует его присутствие – они полагают, что это первый фильм, где основой саундтрека «стал хип-хоп». Антагониста, соответственно, зовут Олег – сын какой-то шишки, который из мести обижает учительницу английского – она поставила ему тройку. Поневоле задумаешься: уж шишка мог бы нанять сыну, которому явно светит обильная заграничная жизнь, хорошего репетитора. Впрочем, оставим это на совести кинематографистов. Еще в сюжетной канве есть девушка Тая, из-за которой хороший и плохой герои ожидаемо ссорятся. И впрямь — как без девушки? Школьная история без ссор вокруг девушки – деньги на ветер.

В те времена это выглядело жизненно и бойко, а вот в современном варианте зритель получил очередную американизированную историю о том, как тинейджеры бесятся с жиру.

Розгами бы их, да нельзя. А жаль.

Героям сопереживать не получается: понятно, что злодея Олега никто не накажет, потому что папа позвонит куда надо и пойдет спать на очередную сессию Госдумы. Хорошему мальчику рэперу тоже сочувствовать незачем – у него в голове все равно сплошное «бум-бум» и ночные клубы (он даже разговаривает в основном тем же рэпом), а такая ушлая оторва не пропадет, незачем и слезы лить. Тая же, из-за которой весь сыр-бор, ведет себя настолько алогично, что понимаешь: при всех своих высокоморальных устремлениях она закончит на переднем сиденье нового «Мазератти» гнусно прославленного Олега, который купит ему папа на очередную взятку.

Персонажи совершенно типизированы, и актеры играют их точно так же, честно отрабатывая эфирное время.

Разве что физрук в исполнении Дмитрия Дюжева выделяется на общем фоне, но Дюжев всегда играет сильно пьющих товарищей с таким надрывом, что хочется вызвать наркологов.

А вот мораль фильма весьма любопытна. В финале Олег (который злодей) повествует: «Меня ждет престижный вуз, практика за границей, шикарные женщины, а что же ждет вас?.. Все остальное». Никакого раскаяния, никакого возмездия, что настигло бы плохого парня. В американских фильмах о колледжах и школах бука хотя бы падает мордой в торт или лишается места в каком-нибудь Гарварде плюс доли акций в папиной нефтяной компании. У нас же Лунгин объяснил еще в «Олигархе», что жизнь богатого человека полна забот и треволнений, простому серому гражданину недоступных и непонятных. Потому они иногда и ведут себя, как сволочи: не они такие, судьба… Вот будет у вас десятая строчка в списке «Форбс», сами поймете, каково. Так что не точите зуб, а пожалейте, войдите в положение…

Семен Львович Лунгин в свое время сказал: «В кино мы все, словно андерсеновские дети в зимний вечер, стоим у ярко освещенного окна, за которым гремит великий праздник рождественской елки, и какая-то изначальная радость, архирадость охватывает каждого из нас, вытесняя из души все иное».

К сожалению, елка давно погасла, мандарины сгнили, а из души все иное вытеснила вовсе не архирадость, а куда более низменные порывы. Впрочем, говорят, что видному современному деятелю культуры Тимати фильм очень понравился. Так что куда нам со свиным рылом в калашный-то ряд…

Новости и материалы
Стали известны цены на новые китайские кроссоверы VGV для россиян
Белоусов оценил сотрудничество Вооруженных сил РФ и Белоруссии
Порнозвезды рассказали о самой частой ошибке мужчин во время секса
Трамп предложил Байдену провести дебаты со зрителями
США ввели санкции против учебного центра МВД России в Манагуа
Журова: обидно, если Хачанов пропустит Игры из-за георгиевской ленты
Солнечная активность оказала влияние на работу дронов ВСУ в зоне СВО
Страны ЕС готовятся ввести запрет на вещание ряда российских СМИ
Певица Слава отреагировала на задержания хирургов в клинике Хайдарова
В Москве представили два кроссовера китайской компании VGV
Появились кадры покушения на премьера Словакии Фицо
Россия осудила нападение на Фицо
Глава Евросовета прокомментировал покушение на Фицо
Путин объяснил, чем будет заниматься Дюмин на новой должности
Созданы электромагнитные ружья для стрельбы по электросамокатчикам
Блогер Влад Бумага стал отцом
В Кремле предположили, почему охрана не смогла защитить Фицо от нападения
Жилье в российских городах становится все менее доступным
Все новости