Кажется, в связи с событиями последних дней пошлейшие разговоры о таинственности русской души снова актуальны. Нет, речь не о новом фильме Йоса Стеллинга. Удивительно, но основной прилив ностальгии в этом году пришелся не на 7 ноября, которого нас лишили, а несколькими днями позже. В минувшую субботу, 10 ноября, народ разделился на несколько идеологически не пересекающихся лагерей. Одни в честь годовщины вспоминали ужас от смерти дорогого Леонида Ильича, другие почему-то решили поднять в топ День милиции, ну а третьи отправились в столичный Б1 на сольный концерт вокалистки группы The Cranberries Долорес О'Риордан.
Конечно, помещение таких разных событий в один ряд кажется спекуляцией, однако по количеству и составу участников они вполне сопоставимы: в клубе Б1 случился очередной аншлаг, и сделали его в значительной мере именно представители поколения тридцатилетних, несколькими часами ранее поминавшие легендарного генсека и дрожащие голоса поведавших страшную новость школьных учителей. Вообще, случайное пересечение этих дат и очередь, растянувшаяся на несколько сотен метров, рождали самые неожиданные временные ассоциации и заставляли жителей соседних домов уточнять, действительно ли все эти, очевидно, уважаемые люди решили померзнуть ради очередного рок-концерта, а не, допустим, ради вожделенной курицы-гриль, расположившейся прямо возле входа в клуб.
Надо отдать должное организаторам, все опасения простоявших в очереди полтора часа поклонников ирландской дивы были уважены, и концерт не начался до того, как в зал проникло подавляющее большинство выложивших немалую сумму за билет меломанов.
Одетая как-то совсем по-домашнему в спортивный костюм, любимая певица Иоанна Павла II приветствовала паству бодрыми аккордами своей главной песни — миротворчески истеричной «Zombie», повествующей о нелегкой жизни родной Ирландии. Встречена она была, разумеется, на ура. Дальше дива отыграла достаточно ровный сет, состоящий из хитов The Cranberries вроде «Salvation», «Animal Instinct» и закрывшей основную часть «When We Were Young», чередуя их песнями со своей недавней сольной работы «Are You Listening?». Под завязку набившие огромный ангар слушатели продемонстрировали недюжинную эрудицию в смысле знания текстов песен.
А цветов О'Риордан по ходу выступления получила едва ли не больше, чем какой-нибудь Николай Басков: новые букеты появлялись на сцене буквально после каждой песни.
Однако все происходящее парадоксальным образом имело мало общего с белокурой бестией, поразившей в середине 90-х воображение в клипе на все ту же «Zombie». Возможно, дело, конечно, в технических проблемах, на которые певица жаловалась в начале концерта: опоздав на самолет после предыдущего концерта тура, группа лишилась нескольких багажных мест. В Москве пришлось в срочном порядке искать оборудование. В частности, найденная в спешке бас-гитара совершенно не звучала, лишая музыку изрядной доли мощи.
Но, скорее всего, дело в другом. Там, в середине 90-х, когда The Cranberries взорвали все мировые чарты, был искренний надрыв, там были вполне натуральные кричащие кровавые мальчики в клипе про зомби. Нынешний же концерт больше напоминал долгожданную дружескую встречу с поклонниками, чем концерт одного из главных наряду с Боно лиц ирландского рока. Когда все начиналось, The Cranberries, как и U2, действительно были актуальны со своим пацифистским пафосом, направленным на прекращение «старой истории, длящейся с 1916-го». После исламистских взрывов в Лондоне все окончательно запуталось. Партизаны из ИРА таки сложила оружие, а «Zombie» превратилась даже не в гимн поколения, а в просто очень хорошую и, чего греха таить, лучшую песню в карьере The Cranberries, вызывающую, как и весь прошедший концерт, всего лишь приступ той самой ностальгии.