Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Будем немножко вешать

Выставка «Традиции и современность»

В Брюсселе, рядом с бунтующими турками, открылась выездная выставка фестиваля «Традиции и современность».

Брюссель – прекрасное место для любого мероприятия с названием «Традиции и современность» — и то, и другое здесь повсеместно. Незадолго до открытия выставки в Российском культурном центре по соседству случился инцидент – турки-иммигранты разгромили армянское кафе. Армяне, кажется, были ни при чем – гнев вызвали курды, к иракской кампании против которых готовилась Анкара, но им не повезло. Современность столицы Евросоюза явно имеет с традициями определенные сложности.

Сегодня квартал патриотично увешан портретами Ататюрка и красно-белыми знаменами с полумесяцем. Рядом с красным же роскошным витражным двуглавым орлом, украшающим двери РКЦ, Ататюрк выглядит как-то особенно строго. Впрочем, сами турки в центр не заходят, в библиотеку здесь не записываются, показами российских картин пренебрегают, курсы русского языка, весьма популярные в последнее время среди бельгийцев, не посещают. У них свои традиции.

У нас же – свои, и одна из них – торжественные и масштабные культурные фестивали.

Выставка, открывшаяся в Брюсселе – следствие Первого Московского Международного фестиваля искусств «Традиции и современность», прошедшего в январе этого года. По результатам фестиваля вручалась премия «Вера», лауреаты которой, кто лично, кто – лишь в художественном, так сказать, воплощении, отправились за рубеж представлять фестиваль иностранцам и заинтересовывать потенциальных участников следующего. Кроме победителей, отправились и работы некоторых участников.

Вообще, вся эта история – довольно подробная действующая модель художественной жизни столицы, определяемой сегодня некоторым условным противостоянием «современное искусство против актуального».

На одном полюсе – государственническая и коттеджная роскошь Российской академии художеств Церетели, на другом – попытки вывести гомункулуса актуальности в пробирке «Винзавода» усилиями Олега Кулика, Марата Гельмана и других участников процесса. Обе стороны имеют связи в мэрии и на федеральном уровне и довольно мирно сосуществуют.

«Традиции и современность» проходят при поддержке РАХ, Зураб Церетели председательствовал в жюри, первый зам мэра Москвы госпожа Швецова – вошла в оргкомитет, и даже победителям стали академики и «социально близкие». Отличия, однако, есть – фестиваль полностью организован на частные средства Фонда поддержки культуры и развития современного искусства. Одобрение и поддержка госструктур пока носит платонический характер.

Цель же фестиваля – некое окормление коммерческого потенциала традиционных жанров, весьма энергично растущего в такт экономической конъюнктуре, – оказывается весьма современна. Денег на Сомова, Шишкина и Серебрякову хватает не у каждого, а собирательство тем временем вошло в моду, квадратные метры коттеджного и прочего строительства порождают огромное количество плоскостей, на которые можно что-то повесить. Вопрос «что именно?» становится крайне актуален, а Никас Сафронов нравится не всем.

Система художественного образования СССР, да и в посткоммунистической России, произвела неимоверное количество профессионалов, чьи работы и может сегодня каждый желающий увидеть в Брюсселе.

Исходя из принципа «что повесить», помноженного на некоторый вкус, выбор есть – от качественного импрессионистского пейзажа Юрия Павлова до нестареющих ценностей – стройного Дзержинского, страстно что-то доказывающего Ильичу, и гуляющих по Красной площади Гагарина с Терешковой. Гипсовые бюсты императоров Леопольда и Александра работы Бурганова уже выбрали – в полном размере они появятся в Брюссельском королевском парке.

Отбор, правда, вызывает растерянность – качественные работы теряются среди художеств уровня вернисажа на Крымском. Однако, по утверждению президента Фонда и организатора фестиваля Веры Киселевой, после «Традиций и современности» многие художники распродали завалы в своих мастерских под чистую.

Поверить в это легко – хотя бы потому, что картины, выставленные в витринах брюссельских антикварных и художественных галерей, не слишком сильно отличаются, по сути, от предложенного фестивалем, с поправкой на географию. Ведь хотя фламандцы здесь в большем почете, чем русский авангард, кубизм и импрессионизм, спрос на не слишком дорогое и респектабельное по форме искусство – штука интернациональная. А кроме того, часто оказывается, что побочным бизнесом галерей актуального искусства, выставляющих «Синие носы» и других «бунтарей», является антиквариат и советская живопись. Ничего не поделаешь – стена с вбитым в нее гвоздем требует уважения.

Новости и материалы
В МИД России вызвали представителя посольства Великобритании
Фигуристка Валиева опубликовала милое фото с матерью
Жителям приграничного района Курской области рекомендовали не носить камуфляж
ВС России ударом «Искандера» уничтожили командный пункт ВСУ
В Польше надеются, что посол Израиля не обвинил страну в Холокосте
Минфин США дополнил антироссийский санкционный список
После покушения на премьера Словакии угрозы начали поступать его польскому коллеге
В Ленобласти 85-летняя пенсионерка ушла на службу в храм и не вернулась домой
Звезда «Папиных дочек» пропал без вести: «Недавно его ограбили»
Шольц заявил, что сейчас ему не о чем говорить с Путиным
В России показали эксклюзивный iPad Pro с пистолетом
Стали известны новые детали расследования дела о теракте в «Крокусе»
«Дочку» Первого канала оштрафовали за сцену с поцелуем двух девушек
Российские врачи спасли школьницу с двумя гигантскими кистами яичников
В Пентагоне оценили уровень коррупции на Украине
В соцсетях обсуждают «сумасшедший танец» дочери Анджелины Джоли
Американский миллионер-инвестор сделал ставку на Китай
Ракетную опасность объявили в Белгородской области
Все новости