Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Зачем русским петь в посольстве

Дмитрий Вдовин, делающий из русских мальчиков и девочек западных оперных звезд, рассказал «Парку культуры» об утечке талантов.

В Москве в конце ноября состоялась конференция «Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира». На этой конференции, как и на любой другой, было множество семинаров, субконференций, «круглых столов» и кружков по интересам. Полный список их не тайна, но чтобы найти его, придется оторваться от стула: люди, изучающие «смену парадигм современного человекознания в XXI веке» и «глобализацию как фактор социокультурной динамики России», не очень-то заботятся о доступности плодов своего труда.

Конференция была организована Академией госслужбы при президенте РФ и Российским институтом культурологии – организациями государственными и консервативными. Фактически это антиглобалисты, причем не такие, которые буянят на улицах с булыжниками и дрекольем, а приличные. Когда они обсуждают «Глобализацию как фактор социокультурной динамики России», речь идет не о том, как нам воспользоваться этим феноменом, а о том, как бы зажмуриться и раз – ни кока-колы, ни Китая, ни интернета, ни «понаехали тут».

В таком же ключе обсуждалась и «утечка мозгов» — проблема сродни утечке капиталов.

Без малого двадцать лет мы говорим об утечке мозгов и не принимаем никаких мер – не пытаемся ее пресечь и уж тем более не пользуемся ею. А ведь ею можно пользоваться, эмигрантские диаспоры за рубежом могут быть серьезным источником денег, связей и государственного престижа, как это происходит в Китае, Индии, Болгарии или Армении. В этих странах зарубежные диаспоры плотно связаны с метрополией. В Болгарии еще в советское время специально поощряли отъезд деятелей искусства за рубеж, чтобы все там знали, как хорошо развита великая болгарская культура. Индийские программисты, известные по всему миру, остаются индийцами и уезжая из родной страны, и изрядная часть их денег, талантов, времени и сил возвращается со временем на родину.

Об этом и многом другом мы поговорили с Дмитрием Вдовиным, доцентом Хоровой академии, одним из участников семинара «Миграция мозгов и талантов: потери и приобретения». Дмитрий Вдовин – один из людей, ответственных за «утечку талантов». Он вокальный педагог, который учит оперных певцов так, что потом их приглашают в лучшие театры Европы и Нового Света, не говоря уже о московских оперных сценах.

Он рассказал нам о некоторых своих мыслях и наблюдениях с этого семинара. Первое, о чем он там говорил, – о неправильных практиках мировых правительств.
Прежде всего речь идет о визах. Российское правительство боится, видимо, что все его подданные сбегут, и поэтому не любит выдавать загранпаспорта, устраивает множество проверок и в целом не доверяет гражданам, что в общем-то понятно при убыли населения по миллиону в год. А власти зарубежных стран, в свою очередь, боятся, что вся Россия к ним переедет, и выдумывает ужасные, тягомотные и унизительные процедуры выдачи виз. В результате представители тех профессий, в которых нужно все время путешествовать по миру, все чаще и чаще подумывают, как бы им получить вид на жительство, какой-нибудь «удобный паспорт», владельцу которого открыты все пути. Из-за этого им приходится платить не низкие русские налоги на доходы, а высокие европейские – это им учтется при рассмотрении прошения о гражданстве. Сколько эмигрантов не оставили бы нашу страну, если бы они могли спокойно ездить по миру, возвращаясь!

Тут, впрочем, можно было бы поймать собеседника и сказать: но ведь сейчас как раз будут введены облегченные визовые режимы с ЕС для студентов, чиновников, бизнесменов, педагогов, журналистов – всех тех, кого правительства не боятся пускать в свои страны.

Но, оказывается, люди творческих профессий, деятели культуры не включены в этот перечень.

Ну и потом, Европа еще не самое страшное место на свете. Самое страшное – это США. Дипломаты этой страны никому, кроме своего начальства, не подконтрольны, визовые решения нельзя опровергнуть даже в суде. В результате рассказывают совершенно дикие анекдоты.

Вот, например, один прекрасный бас пришел в американское посольство с приглашением от именитого театра, готовым контрактом, уверенный в себе и преисполненный надежд. «Певец? — спросили его в посольстве. — Ну так спойте нам, а мы посмотрим».

И он пел среди посольских теток и самого разного сброда, надеявшегося на визу в Америку.

В «Метрополитен-опера» он в результате поехал, но почему никто не бьет тревогу и не говорит об унижении русского человека в американском посольстве?

«Нация должна себя уважать. А как она может себя уважать, если артиста русского заставляют петь? Западные люди относятся к нам снисходительно. Они учат нас на каждом шагу, поучают и смотрят свысока – а почему? У нас меньше прав! К сожалению, наше государство не понимает, что тем, что у русских меньше прав, оно ставит нас – и себя – в унизительное положение, на колени. Нас есть чему поучить, но это должно быть в делах, а не в интонациях, а дел-то как раз нет».

Визовые проблемы, а также бюрократические трудности, с которыми сталкиваются в нашей стране иностранные артисты (как и другие специалисты), порождают закрытость, которая, в свою очередь, делает нашу культуру провинциальной, окостеневшей. У нас, как считает Вдовин, нет артистических агентств и нет настоящей концертной деятельности, только спорадические единичные случаи, спонсорские концерты. Нет рынка, нет связей, нет постоянного живого обмена – и культура застаивается, получает затхлый привкус периферии.

И здесь Дмитрий Вдовин, вокальный педагог и участник конференции об утечке талантов, гордый русский человек, усматривает традиционное наше низкопоклонство перед Западом. В самом деле, при всей патриотической риторике, при всем национальном самолюбии мы…

Ну вот, например, на той же конференции русские специалисты обедали в буфете на свои деньги, а иностранцев куда-то увели на ланч. Особенно забавно, что господин Вдовин усмотрел в этом низкопоклонство, а не, например, заботу об итальянских и голландских несмышленышах, неспособных самостоятельно есть.

Но это все мелочи и детали. Главное, существует очень серьезная проблема: молодые специалисты из мира искусства отправляются на Запад с тем, чтобы больше не вернуться или ненадолго приезжать в гости, а родина их в лучшем случае не замечает, а в худшем – готова, как в недалеком прошлом, заклеймить их как предателей.

О некоторых проблемах Вдовин не говорил. Например, о воинской повинности, от которой бегут многие наши таланты уже долгие годы. Евгений Кисин, знаменитый пианист, никогда не скрывал одной из причин довольно поспешного отъезда в конце восьмидесятых, но он не был первым и не был последним.

А в остальном прекрасная была конференция. Встретились, поговорили. Составили прошения в государеву канцелярию, пардон, выработали рекомендации для администрации президента; попросят, в частности, чтобы в перечень категорий, которым виза предоставляется по облегченной процедуре, внесли и деятелей искусства. Таланты тем временем готовятся утекать.

Новости и материалы
Гаджиев: душа к Усику не очень лежит
Сенатор назвал колоссальной сумму ущерба от разрушения Каховской ГЭС
Индия существенно нарастила закупки российских алмазов
Кристина Асмус кардинально сменила имидж
В Британии назвали «хуже критической» ситуацию для ВСУ
В подконтрольном Киеву Херсоне повредили припортовую инфраструктуру
Нюта из «Ранеток» о переживаниях после распада группы: «Разные мысли были»
Усик повторил достижение Эвандера Холифилда
Мария Шарапова показала подросшего сына
Школьник из Петербурга провалился под пол в заброшенном доме и получил серьезный перелом
Аффлека без обручального кольца застали на встрече с экс-женой
Пять вагонов поезда сошли с рельсов в российском регионе
В Британии заявили, что мобилизация угрожает металлургическому комбинату на Украине
В Японии разгорелся скандал из-за слов главы МИД о бездетных женщинах
В Германии посчитали законным уничтожение ракет ВС РФ с территории НАТО
Киркоров будет «нежиться на Мальдивах» после многомиллионного проигрыша
МИД готовит документы для открытия магазинов беспошлинной торговли
Известный промоутер высказался, нужен ли повторный поединок Усик — Фьюри
Все новости