Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Этикет в сети: новое или «незабытое старое»

Молодежный цифровой омбудсмен Дмитрий Гуляев высказался о роли сетевой культуры в жизни молодежи

В процессе развития технологий многие сферы жизни общества претерпевают изменения. Культура – не исключение: этикет, юмор, правила и нормы поведения буквально обретают в сети вторую, новую жизнь. С началом массового распространения интернета стало понятно, что исторически сложившиеся правила этикета не подходят для взаимодействия в виртуальном пространстве. Прямо в процессе общения в интернете молодежь незаметно для себя формирует коммуникативно-сетевые компетенции. Их принято называть сетевым этикетом или «нетикетом». Это нормы поведения и общения в сети, традиции и культура интернет-взаимодействия. В сегодняшней статье я расскажу о базовых постулатах цифрового этикета и покажу, как они влияют на наше общение в виртуальной среде.

Одна из самых известных теорий сетевого общества зародилась еще в начале 1990-х годов. Испанский социолог Кастельс утверждал, что развитие современных информационно-коммуникационных технологий ведет к изменению общественных отношений. С этим трудно не согласиться. Мы сами создаем сетевую культуру, а она, в свою очередь, изменяет нас, выходя за пределы виртуального пространства в реальную жизнь.

Сетевая культура – совокупность ценностей, норм, правил, установок, идей, языка и этикета информационной среды. То есть, культура включает в себя всю совокупность ценностей, качеств, норм, поведенческих стереотипов. Под этикой обычно понимается та часть культуры, в центре которой находится их нравственный аспект. Этикет, в свою очередь, – понятие еще более узкое.

Сетевой этикет – система правил, созданная людьми для комфортного взаимодействия друг с другом в сети.

Однозначно сказать, что такое сетевой этикет, затруднительно. А, между тем, он объединяет правила и нормы интернет-поведения, которые не только не стесняют, но иногда даже облегчают общение. Это и негласное правило ставить тему в электронном письме, и ограничение на объем текста в публикации, и т.д.

Правила сетевого этикета в целом можно разделить на несколько категорий:

1. Психологические или эмоциональные. Они практически идентичны действующим при живом общении и регулируют обращение на «ты» или «Вы», допустимый уровень юмора и жаргонизмов. В виртуальном пространстве к ним добавляются правила употребления эмоджи и клише.

2. Технические. Эта категория в основном касается оформления: шрифта, цвета, объема текста, орфографии и пунктуации. Отдельные правила касаются норм использования голосовых сообщений, особенно в случае, когда переписка идет между двумя незнакомыми людьми.

3. Административные: время отправки сообщения и ответа на него, правила цитирования, недопустимость плагиата и пр.

При этом жестко отделить сетевую культуру и цифровой этикет от «обычных» вряд ли получится. Большинство действий в сети дублируют наши действия в жизни. В интернете мы можем позволять себе немного расслабиться и не соблюдать правила орфографии и пунктуации или же, наоборот, по нескольку раз сверять каждое слово со словарем в переписке с партнерами. Но и в жизни мы можем делать то же самое: в устной речи сокращать или использовать несуществующие слова, а перед важным разговором или выступлением – готовить грамотную речь, прокручивать в голове нужные фразы.

Базовые правила нетикета

Каждой социальной сети присущ свой набор правил нетикета, однако мы выделили несколько базовых положений, соблюдение которых приветствуется в большинстве сообществ.

1. Помните, что общаетесь с таким же человеком
То, что допустимо для вас, может быть не принято собеседником. Неосторожные высказывания, особенно по острым политическим, религиозным и иным темам, может вызвать не только общественное порицание и обиду, но и юридическую ответственность. Не делайте то, что было бы неприятно вам. Например, отстаивая свою точку зрения, не оскорбляйте другую сторону.

2. Не поддавайтесь «трем врагам сетевой переписки»

Флуд – сообщения, зачастую объемные, но не несущие смысловой нагрузки.

Самый простой пример флуда – десятки стикеров или картинок. Флейм – «словесная война» – хаотичная перепалка, в ходе которой собеседники уходят от первоначальной темы и начинают переходить на личности. Офтопик – сообщение не в тему текущего обсуждения.

3. Каждое ваше действие оставляет след и фиксируется

Практически во всех приложениях или сайтах действия пользователей автоматически дублируются на облачный или иной носитель. Это значит, что в «самый нужный» момент негативный комментарий десятилетней давности может запятнать вашу репутацию, навредить карьере. Не делайте то, что может дискредитировать вас, и со своей стороны уважайте право частной переписки: пересылка сообщений или их скриншотов снизит уровень доверия собеседника к вам.

4. Помните о возможности взломов, хакерских атак, технических сбоев

В связи с напряженной внешнеполитической ситуацией российские сайты и приложения сейчас особенно часто подвергаются хакерским атакам. Взламывают не только аккаунты простых пользователей, но и государственные проекты, например, совсем недавно произошел взлом сайтов арбитражных судов РФ.

5. Придерживайтесь в сети тех же стандартов поведения, что и в жизни

Интернет – общественный ресурс, а, значит, в сети работают, по сути, те же правила, что и в общественных местах. Самый распространенный пример одновременного нарушения и сетевого этикета, и закона – оскорбления. Подобные дела регулируются общими нормами – например, статьей 5.61 КоАП РФ. Существует также возможность привлечения к уголовной ответственности по статье 282 УК РФ.

6. Сформулировав вопрос, попробуйте сначала поискать ответ сами 

Перед тем, как задать вопрос другому человеку, стоит открыть комментарии или поисковик: вероятно, кто-то уже задал этот вопрос до вас и получил ответ. Эти простые действия сэкономят время (зачастую найти ответ самому гораздо быстрее, чем дождаться ответа от собеседника) и уберегут вас от присвоения со стороны других пользователей статуса «невнимательного / ленивого человека».

7. Избегайте излишнего отдаления своего сетевого образа от реального

Иногда создание в сети «второй версии себя» активно практикуется и даже приветствуется творческими людьми. Но если создать образ другого человека – не ваша цель, будьте аккуратны с фотошопом и речевыми приемами. Создавая идеальную картинку, будьте готовы к тому, что люди, с которыми вы познакомились в сети, могут не узнать вас в жизни. То же самое может быть и с вашим собеседником: интернет-образ может кардинально отличатся от действительности.

8. Рассматривайте интернет как площадку взаимопомощи и поддержки

Вы никогда не задумывались, почему в сети можно найти ответ на любой вопрос? В интернет-пространстве каждый старается поделиться чем-то с другими: будь то блог с рецептами или тренировками, или же объяснение сложнейших математических выражений. Не оставайтесь в стороне: делитесь своим опытом и благодарите за знания. Так авторы видят, что их труды были не напрасны.

9. Защитите себя и свой компьютер
Регулярно проверяйте компьютер на наличие вирусов, пользуйтесь антивирусными программами. Не переходите по неизвестным ссылкам: лучше не прочитать какую-то информацию, чем спасать после вирусной атаки свое устройство. Создавайте резервные копии важных файлов: это поможет восстановить данные в случае форс-мажоров.

10. Не храните важные документы в социальных сетях и мессенджерах, особенно в общем доступе. Многие пользователи привыкли таким образом хранить информацию, к которой есть постоянный доступ. Однако, это может нести прямые риски по сохранности персональных данных.

Как влияет сетевая культура на взаимоотношения

Ответ на вопрос достаточно прост: соблюдение общепринятых норм вызывает положительную или нейтральную реакцию. Нейтральная оценка в данном случае не является чем-то плохим. Мы настолько привыкли к тому, что «так и должно быть», что даже не замечаем, что следуем определенным правилам. Зато несоблюдение сетевого этикета показывает неуважительное или небрежное отношение к собеседнику и вызывает негатив.

Разберем на простом примере влияние сетевого этикета на взаимоотношения.

Иван – ученик 11 класса и сейчас выбирает вуз для поступления. В официальном сообществе «ВКонтакте» нужного университета Иван нашел ссылку на страницу Петра – председателя Студенческого совета. Недолго думая, Иван написал ему сообщение: «Привет! Мне интересно, нравится ли тебе учиться в универе? Посоветуешь ли ты его для поступления?». Через некоторое время Петр ответил: «Добрый день! Могу рассказать про учебу и студенческую жизнь, но ближе к вечеру. Пожалуйста, напишите нужные вопросы, а я на них отвечу, как освобожусь». Радостный Иван записал голосовое сообщение на 5 минут и до конца вечера периодически напоминал о себе. Уже ближе к ночи одиннадцатиклассник, так и не получив ответа, начал звонить Петру. Утром Иван увидел, что был заблокирован.

В чем же состояли ошибки героев?

Начнем с первого сообщения. Оно было бы уместно в случае, если люди уже знакомы между собой. Но, начиная общение с незнакомцем, стоит хотя бы представиться и уже после этого попросить его ответить на вопрос. Переход на «ты» со стороны Ивана тоже был явно преждевременным.

Более корректно было бы написать первое сообщение так: «Петр, здравствуйте! Меня зовут Иван, я абитуриент и хочу поступить в вуз, в котором вы учитесь. Можно задать вам несколько вопросов по поводу обучения и поступления?». Думаю, вы согласитесь, что такая формулировка нейтральна и не вызовет негативной реакции. Собеседник просто ответит, сможет ли он помочь, или нет.

Читаем внимательно ответ собеседника. По нему сразу же можно понять настрой человека: в нашем случае Петр занят, но пообещал ответить вечером. Ему стоило бы добавить: «Напишите интересующие вас вопросы. Я их прочитаю не сразу, но смогу ответить, когда освобожусь». В этом случае Иван смог бы понять, что про него не забыли, и не стал бы «заваливать» собеседника дополнительными сообщениями.

Далее. Петр четко указал: «напишите». Иван же вместо этого прислал голосовое сообщение. Перед этим стоило как минимум спросить, удобно ли собеседнику прослушать аудио, и в случае утвердительного ответа – емко изложить все вопросы.

Звонить Петру в ночное время явно не стоило. В таком случае допустимо написать адресату (одно!) сообщение: собеседник действительно может забыть о просьбе, и такое напоминание будет вполне уместно.

Но Петр тоже не совсем прав. Блокировка – не выход из ситуации. Безусловно, у каждого бывают тяжелые и загруженные дни, но стоит помнить, что собеседник – такой же человек со своими переживаниями и волнениями. Петр дал обещание ответить на вопросы вечером, и ему стоило предупредить Ивана о задержке.

Что еще можно сделать, чтобы «прокачать» навыки общения в сети?

1. Посмотреть запись Молодежно-экспертной диалоговой площадки «Общение в сети: где грань между способом самореализации и нарушением законодательства?», посвященной наиболее актуальным вопросам нетикета. Ее организовала команда МЦО в рамках IX Московского юридического форума 14 апреля.

2. Почитать книги по сетевому общению, например, одну из перечисленных ниже:

• Мария Бобылева «Мы так говорим. Обидные слова и как их избежать»
• Ольга Лукинова «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете»
Джон Ронсон «Итак, вас публично опозорили. Как незнакомцы из социальных сетей превращаются в палачей»
• Ольга Северская, Лариса Селезнева «Эффективная бизнес-коммуникация»
• Джей Салливан «Проще говоря. Как писать деловые письма, проводить презентации, общаться с коллегами и клиентами»
• Эрик Куалман «Безопасная сеть. Правила сохранения репутации в эпоху социальных медиа и тотальной публичности»

3. Подписаться на полезные каналы и сообщества в социальных сетях.  Например, мне нравится Telegram-канал «Цифровой этикет».

4. Подписаться на сообщество МЦО «ВКонтакте». Цифровой этикет неразрывно связан с цифровой гигиеной. В группе регулярно выходят посты по данной тематике.

Итак, социальные сети сегодня – это не только способ общения.

Наше сетевое поведение непременно отражается на нас самих и нашей деловой репутации. Особая часть сетевой культуры – нетикет, который объединяет базовые правила, позволяющие пользователю успешно и эффективно взаимодействовать с окружающей виртуальной средой. Как и обычные нормы этикета, сетевой этикет постоянно развивается, поэтому свои навыки необходимо постоянно развиваться и улучшать. И команда Молодежного цифрового омбудсмена вам в этом поможет.
 
Автор — Молодежный цифровой омбудсмен

Новости и материалы
Киев попросил США снять ограничения на использование оружия против целей в РФ
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Милиция Киргизии заявила о стабилизации ситуации в Бишкеке после стихийного митинга
В Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 5,8
В Финляндии начали расследование крупной утечки данных
Ученые узнали, когда первые люди поселились на Кипре
Школьникам объяснили, чего нельзя делать за неделю до ЕГЭ
Гросси оценил сотрудничество России и МАГАТЭ по Запорожской АЭС
В Госдуме предложили увеличить штраф за курение в неположенных местах
В Минсельхозе рассказали о последствиях аномальных заморозков
В Бишкеке оцепили улицу, где местные жители собрались после драки с иностранцами
США не подталкивают Киев к нанесению ударов по территории РФ
Danone завершила продажу своих активов российской «Вамин Р»
Все новости