Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Мы — белые африканцы

Якуб Корейба о том, что объединяет Россию, Украину и Польшу

Советский Союз исчез четверть века назад, но мы его наблюдаем каждый день — он жив и здоров в головах людей. Для анализа постколониального характера политических систем стран Восточной Европы нет материала лучше, чем современные Россия, Украина и Польша.

С момента начала «Евромайдана» значительную часть информационного пространства Польши и России занимает ситуация на Украине: поляки и русские сидят на трибунах по обе стороны украинского политического поля и, не скрывая эмоций, наблюдают жестокий матч между «старым» и «новым» в соседней республике.

«Старшие братья» по Советскому и Европейскому Союзам болеют за своих, дают советы, оценивают качество игры, пытаются протолкнуть смены игроков и оспаривать решения судей, а в перерывах вполголоса говорят себе: как хорошо, что у нас не так, мы в другой лиге, после чего расходятся по своим делам (для кого-то это борьба за евробюджет, для кого-то — за Алеппо), чтобы через какое-то время вернуться и страстно поболеть за своих на великом геополитическом поле между Львовом и Луганском.

При всем при этом как западные, так и восточные соседи Украины сталкиваются с точно теми же проблемами, которые переживают люди на Днепре, и задают себе те же самые вопросы: кто мы? где наше место? в какую сторону двигаться?

Причина в том, что, хотим мы этого или нет, умерший Советский Союз (для одних — мать родная, для других — суровая мачеха) сформировал как наше политическое сознание, так и государственные институты (включая такие базовые, как, например, границы, которые все у нас нарисованы четким почерком Иосифа Виссарионовича) и посмертно продолжает оставаться одним из главных факторов политической культуры в наших странах.

Уровень страстей по отношению к Украине вызван не только тем фактом, что она является (по Бжезинскому) геополитическим стержнем региона и от того, к кому примкнет, зависит международный статус России и Польши и весь расклад сил в Центральной и Восточной Европе.

Дело в том, хотя, конечно не очень хочется это признавать, что мы смотрим на Украину как в зеркало, разглядывая в нем (конечно, в кривой и увеличенной или уменьшенной форме) лицо собственного политического и социального строя – классических проблем переходного периода от колониальной империи к интеграционным объединениям, который усложняется тем фактом, что никто из нас (в разной степени и по разным причинам) не успел построить классическое национальное государство. Оттуда и проблемы с вектором интеграционного выбора: как делиться суверенитетом, если мы не уверены, что он у нас есть?

Да, возможно, Украина — это европейское Сомали. Но тогда Россия — это Конго, а Польша похожа на Камерун. По сути своего политического сознания, все мы белые африканцы и, возможно, ими и останемся еще несколько поколений.

Факт длительного и глубокого пребывания в составе советской империи — в качестве метрополии, внутренней или внешней колонии — оставил в сознании людей наследие, которое продолжает формировать политические будни наших стран и, по сути, мешает всем нам построить нормальное государство. Метаясь между «прыжком в будущее» и «шагом в прошлое», иногда не замечаем, что стоим на месте, и поэтому кажется нелишним вычислить основные компоненты постколониального наследия.

Во-первых, отсутствие национальной идеи. В результате многолетнего запрета на воплощение в жизнь естественных национальных стремлений (и заодно шанса на «обкатку» — то есть приведение к реалистичным и цивилизованным формам этих стремлений) складывается ситуация, в которой одна часть общества абсолютизирует нацию и государство (к примеру, из числа самых ярких — участники русского марша, идейные наследники Бандеры, польские нео-эндеки) а вторая — наоборот, призывает поскорее расплавить государство в более широких объединениях вплоть до полного отрицания смысла его существования (как в случае с частью элит Крыма и Донбасса, российскими имперо-экспансионистами, для которых Россия в ее нынешних границах является уродливым детищем беловежского сговора, или польскими прогрессивными евро-федералистами).

Оба этих аномальных течения захватывают все больше сторонников, оставляя очень небольшое идейное пространство для национальных натуралов. (Кстати говоря, фиксация на расширении и углублении интеграции очень интересным образом заменила традиционный экспансионизм также и в Германии, но это тема для совершенно другого разговора.)

Во-вторых, отсутствие национальной элиты в ее классическом понимании. Поскольку на протяжении нескольких поколений правящие круги формировались на основании (положительного или отрицательного) отношения к государству, сформированному и настроенному для обслуживания ненациональных интересов, в результате мы получили элиту, расколотую на «аборигенов» (бывшие диссиденты и их идейные наследники) и «колониальных сержантов» (бывшая номенклатура и ее воспитанники): ни у тех, ни у других нет «нормального» представления о функционировании классического национального государства и необходимого ноу-хау для его создания (что очень хорошо иллюстрирует польская политическая система, в которой на смену «мафии» приходит«секта» — и так через выборы).

Первые «продолжают борьбу», начатую в подпольных рядах антикоммунистического и/или эмиграционного движения, выискивая «предателей» и исключая целые группы сограждан из польскости, русскости и украинскости. Вторые пугают себя и весь мир перспективами «пещерного национализма», погромов и «като-талибана (организация запрещена в России), который неминуемо «вылезет» из души народа, если позволить «черни» управлять государством.

В результате вместо нормальной политической конкуренции и обмена аргументами получается смертный бой между «предателями национальных интересов» и «разгулявшимися черносотенцами», в котором по определению нет места компромиссу, а целью является не убеждение, а уничтожение противника.

Из вышеуказанного следует третье: отсутствие консенсуса по поводу содержания национальных интересов вплоть до полного (в случае некоторых видных идеологических трендсеттеров современной России) отвержения этого термина: мол, национальных интересов у нас нет, есть только имперские.

В этом нет ничего удивительного, ведь они очень давно (в Польше — с конца XVIII века с небольшим перерывом на Пилсудского, в России — с революции, а на Украине — вообще никогда до распада СССР) не были сформулированы на государственном уровне в качестве директивы для реального действия, а всякие попытки их концептуализации либо делались в полном отрыве от реальности (как в случае с эмиграционными кругами), либо пресекались жесточайшим образом во имя сплоченности имперского строя.

В обстановке отсутствия легитимной элиты и жесткой идейной борьбы за смысл существования государства невозможно ясно сформулировать перечень целей и приоритетов, и в результате барахлит и государственный аппарат в виде администрации, полиции, судов и всех прочих структур, которые получают противоречащие друг другу директивы.

В самой тяжелой форме данная болезнь (а это политический маниакально-депрессивный невроз) проходит на Украине,

которая в силу исторических причин, в отличие от Польши и России, никогда раньше не имела возможности огосударствления коллективных стремлений своего населения и только приступает к формированию консенсусного для всех жителей ответа на вопрос, «зачем существует наше государство».

В данном случае это не оскорбление Украины, а ее оправдание, поскольку до недавних времен было непонятно, в чем суть национальных интересов (каждая из политических сил формулировала их крайне альтернативным образом), государственная власть не являлась инструментом их реализации, а просто средством получения административной ренты. Как можно удивляться тому, что депутаты берут взятки за нажатие той или иной кнопки, если в целом их выбор совершенно непринципиален, так как конечная цель принятия тех или иных решений (в плоскости национального, а не личного или кланового интереса) и так никому непонятна.

Впрочем, Украина вовсе не уникальный случай, подобные явления имеют место и в Польше,и в России, просто в Киеве они проходят более спонтанно и менее стеснительно, так сказать, в наличном расчете.

Вышеуказанные элементы постколониального наследия во многом определяют состояние политической культуры трех наших стран и, следовательно, выливаются в не очень утешительный по отношению к их огромному потенциалу вывод.

Во всей этой ситуации оптимизм вызывает тот факт, что наше положение совсем не уникальное. К нашему общему восточноевропейскому счастью, история является динамичным, линейным процессом, и она знает много примеров успешного преодоления колониальных рефлексов, травм и комплексов.

Возможно, через четверть века, когда будем праздновать 50 лет исчезновения СССР, отношения России и Украины приобретут форму, похожую если не на Великобританию и Канаду, то хотя бы на Францию и Алжир. А польско-российские отношения, хотя на сегодня это кажется чистой фантастикой, имеют все шансы приблизиться если не к британо-американской, то уж точно к испано-мексиканской или португало-бразильской модели. Как любят говорить в Москве, время покажет.

Наконец, одна терминологическая ремарка для всех, кто, прочитав эту статью (в оптимистичном для автора варианте) или ее название (в варианте пессимистичном), неминуемо обвинит меня в расизме и культурном шовинизме: термин «африканцы» используется в тексте исключительно в социополитическом и никак не в этническом смысле и, учитывая состояние дел в Восточной Европе, является скорее похвалой для жителей Черного континента, которые зачастую справляются с колониальным наследием гораздо лучше нас.

Новости и материалы
В ООН высказались о легитимности Зеленского
Россия на треть увеличила в апреле поставки меди, никеля и алюминия в КНР
В России большинство детей не понимают, как управлять своим временем
Названы самые востребованные специализации психологов у россиян
Стало известно об опасениях в США о риске третьей мировой войны из-за Раиси
Госдеп США заявил, что МУС может преследовать Россию, но не Израиль
В Белгороде и Белгородском районе объявляли ракетную опасность
Лидер КНДР выразил соболезнования в связи с гибелью президента Ирана
Экс-игрок «Байера» пожелал Миранчуку хорошей игры в финале Лиги Европы
Стало известно, когда Евросоюз утвердит решение по доходам от активов России
Байден не счел происходящее в Газе геноцидом и отверг обвинения МУС в адрес Израиля
Стало известно, что уничтожит мотивацию «Краснодара» в борьбе за титул
РПЛ призвали расширить до 18 команд
На Тайване назвали сумму финансовой поддержки Украины
Россияне рассказали, какие вредные привычки коллег раздражают их больше всего
Стало известно, от чего будут зависеть перспективы Цыплакова в НХЛ
Россияне снизили досрочное погашение ипотеки до минимума
Небензя призвал международное сообщество надавить на Израиль и США
Все новости