Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Теоретик на практике

Ни один, даже самый талантливый и деятельный администратор, не в состоянии в одиночку восполнить отсутствие государственной политики.

Год работы Дмитрия Козака на посту полномочного представителя президента в Южном федеральном округе стал самым весомым доказательством в пользу существования института полпредов как такового. Когда в 2000 году только что избранный президентом России Владимир Путин учреждал институт своих представителей в новообразованных федеральных округах, предполагалось, что «наместники» станут не просто «глазами и ушами государевыми», но и возьмут на себя ликвидацию разного рода кризисов, в изобилии случающихся на территории нашей страны. С этой точки зрения, проку от полпредов было немного.

Президентских наместников гораздо больше увлекало участие в выборах глав субъектов федерации, решение вопросов собственности и обустройство своего быта.

Дмитрий Козак, которому молва приписывает авторство идеи с «наместниками», был не таков.

Целый год новый представитель президента в Южном федеральном округе метался между Карачаево-Черкесией и Северной Осетией, Чечней и Адыгеей, Ингушетией и Дагестаном, пытаясь не просто ликвидировать очаги будущих пожаров, но и придумать некую «формулу всеобщего счастья», которая могла бы вернуть Северному Кавказу славу бывшей «всесоюзной житницы и здравницы». Получалось все это не слишком хорошо.

В начале июня Козак направил в Москву доклад относительно ситуации в регионе. Выводы полпреда были для федерального центра совсем неутешительны. Говорят, что появление этой записки вызвало высочайшее неудовольствие. А это естественным образом активизировало поиски замены для полпреда ЮФО.

Меж тем Дмитрий Козак сделал именно то, что должен был сделать полпред в рамках своих непосредственных обязанностей: отследил ситуацию, попробовал ее исправить своими силами (не слишком удачно), после чего сигнализировал наверх о том, что необходимо самое серьезное вмешательство на самом высоком уровне. Ничего другого полномочный представитель президента в федеральном округе сделать и не может.

На самом деле год работы Дмитрия Козака на посту полномочного представителя президента в Южном федеральном округе стал самым неопровержимым доказательством того, что в существовании института полпредов нет никакого смысла.

<1>Президентский наместник потратил год на то, чтобы понять, что «сформировавшиеся во властных структурах корпоративные сообщества монополизировали политические и экономические ресурсы. Во всех северокавказских республиках руководящие должности в органах власти, наиболее крупных хозяйствующих субъектах занимают лица, состоящие в родственных связях между собой. В результате оказалась разрушенной система сдержек и противовесов, что приводит к распространению коррупции». Ну и соответственно, «произвол властей порождает у большей части населения социальную апатию. Во многих субъектах федерации власть не имеет существенной опоры».

Честно говоря, не густо для года работы. О том, что на руководящую работу в северокавказских республиках обычно берут по родственному признаку, известно давно. Как и о том, что кланы, которых не допустили до распределения пирога, бывают этим крайне недовольны. А те руководители, которых назначают из Москвы, либо играют по местным правилам, либо просто игнорируются кланами. Потому-то у них и нет пресловутой «существенной опоры».

Возможно, если бы у Козака были полноценные генерал-губернаторские полномочия, он бы справился лучше. Однако придуманная, как говорят, именно им функция под названием «полномочный представитель президента в федеральном округе» не предполагает решения серьезных проблем. Путинский наместник не может снять с работы всех глав субъектов федерации или предпринять любые другие решительные меры, которые, если и не изменят северокавказских управленческих традиций, то, по крайней мере, заставят кланы считаться с президентским наместником. Подпред может только «повлиять» или «доложить. Его полномочия позволяют «разрулить ситуацию», но ни в коем случае не решить проблему всерьез.

Может быть, «полувиртуальных» полномочий полпредов было бы достаточно. Но только при наличии у центральной власти внятного представления о том, что нужно делать.

Или хотя бы твердого понимания того, что Северный Кавказ - это не Сибирь, а Урал это не Северо-Запад и подходить к ним нужно по-разному.

Возможно, в Кремле и не понимают, что платой за отсутствие федеративной политики может стать исчезновение федерации.

А Дмитрию Козаку и повезло и не повезло одновременно. Редко бывает так, что человеку, замыслившему административный эксперимент, удается испробовать его на себе. Но если эксперимент неудачный, то и последствия приходится расхлебывать лично. В одиночку.

Новости и материалы
Пользователи нового iPad Pro пожаловались на качество экрана
Ученые нашли связь между микропластиком и опасной жарой
В Харьковской области сообщили о скором освобождении Волчанска
Названо главное открытие сезона в РПЛ
Многодетная мать из ХМАО осталась без средств к существованию из-за ошибки приставов
Вооруженные силы РФ продвинулась вглубь Харьковской области
Стало известно, где похоронят Сергея Андрияку
Звезда «Классной Кати» рассказала о характере Милохина вне камер
Дело о подготовке теракта возбуждено после нападения на наряд ДПС в КЧР
Пострадавших при повторном обрушении дома в Белгороде пожарных выписали из больницы
Агурбаш о причинах развода: «Меня уничтожали как творческую личность»
В Германии мужчина сорвал украинский праздник, выкрикнув гитлеровское приветствие
Россия назвала санкции США «выстрелом себе в ногу»
Кристина Потупчик и Георгий Лобушкин запустили агентство стратегического консалтинга «К2»
Reuters узнало об отказе США от контроля за санкциями против алмазов из РФ
Назван самый сексуальный мужчина Великобритании, обошедщий принца Уильяма
Названы мотоциклы, которые чаще всего попадают в ДТП
Двое россиян обманом получили миллионы рублей за липовые производственные травмы
Все новости