Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Инфляция на автопилоте

При сохранении сегодняшнего экономического курса инфляцию не удастся удержать в рамках обещанных цифр. Однако денежные власти не хотят отказываться ни от курса, ни от обещаний.

Эстафету года минувшего по срыву планов снижения инфляции уверенно подхватывает год начавшийся. Сообщенные Германом Грефом данные за первые 17 дней января показывают, что потребительские цены за этот период выросли больше, чем за весь январь прошлого года. Это означает, что годовая инфляция в январе будет намного выше 12%, а в феврале, можно с большой вероятностью предположить, больше 13%. И это то, что сообщит нам Госкомстат, к обоснованности методики которого уже не первый год возникают определенные вопросы. Что будет дальше, уже менее понятно. Быстро растущие цены и снижающиеся темпы экономического роста — это в новейшей российской истории уже наблюдалось. К этому благолепию еще и социальная напряженность, спровоцированная правительственными реформами и подогреваемая постоянно растущей стоимостью потребительской корзины.

Причины того, что тренд по снижению инфляции переломился в ушедшем году, как видится, прежде всего лежали в области курсовой политики.

В марте--апреле руководство ЦБ обозначило желание обесценить рубль. Примерно в это время можно четко увидеть, что соотношение рублевых и валютных депозитов стало меняться в пользу последних, а также резко возрос спрос на наличную валюту. Это означало падение интереса к рублю как средству сбережения и приостановку процесса дедолларизации экономики. Банковский кризис весны--лета сделал организованные формы сбережений малопривлекательными, что привело к тому, что впервые с 1999 года наблюдалось сокращение рублевых вкладов. На практике это означало, что рубль стал интересен только как средство расчетов, что и привело к усилению давления со стороны денежного предложения на цены.

Разгону инфляции есть и другие объяснения, вроде благоприятной (увы, не для серьезного структурного развития экономики России) мировой конъюнктуры на рынке нефти. Будто бы выручка такая, что ее реализация Банку России приводит к бешеной эмиссии и к упомянутым проблемам. Это совсем не так, поскольку при наблюдавшемся первые три квартала 2004 года оттоке капитала никакая выручка никуда не давила, золотовалютные резервы с марта по сентябрь стояли как вкопанные, а инфляция в конце лета ставила многолетние месячные рекорды. Объяснения же Кудрина по поводу импортных пошлин и вовсе ни в какие ворота не лезут.

Но это все что было. Теперь что касается будущего и того, что можно было бы сделать. В основном программном документе Банка России — «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» — говорится, что снижение инфляции является основной целью оной политики, при этом цены по итогам года должны вырасти не более чем на 8,5%. О том, как это будет делаться, — ничего. Умеют же люди программы писать! Ставят цель, а о способах ее достижения ни слова. Сейчас вроде проскальзывает информация, что мысль в направлении снижения инфляции все же работает, но в каком-то странном направлении. Так, вроде Игнатьев ездил к Кудрину просить введения запретительных экспортных пошлин на нефтепродукты, чтобы увеличить предложение на внутреннем рынке и сбить таким образом цены. Греф, имея в голове, по-видимому, схожую идею, обратил свой взгляд в пользу госрезервов. Старый добрый вариант с отъемом средств у бизнеса и населения посредством МНС и пошлин (называется бюджетная стерилизация), наверное, временно решено не задействовать, так как усилиями правительства ситуация такая, что можно доиграться до крайне неприятных политических и экономических последствий.

Реальных механизмов на самом деле немного. Это курс, объем денежного предложения, процентные ставки. Вроде мало, но в большинстве стран почему-то хватает даже одного из перечисленных механизмов. ФРС и ЕЦБ как-то не жалуются, что процентных ставок им не хватает, а их руководство не бегает в свои минфины и таможенные службы. Сергей Михайлович Игнатьев обо всем этом прекрасно осведомлен, так как человек он опытный и хорошо образованный. Почему это не может работать в России — государственная тайна. Ссылки на особые российские обстоятельства представляются аргументом слабым ввиду отсутствия этих самых обстоятельств, кроме разве что менталитета руководства страны.

<1>Наиболее разумным средством от инфляции является возвращение рублю статуса полноценного средства сбережения. При этом сберегать должно не правительство путем отбора якобы избыточных средств из экономики, а частники, то есть бизнес и население. Чтобы частникам было интересно сберегать в рублях, им необходимо продемонстрировать, что это выгодно. Достичь этого можно укреплением рубля, которое обеспечит относительное превосходство российской национальной валюты перед долларом. Можно зайти с другого конца и взвинтить процентные ставки, но этот вариант менее приятный, так как очевидно затормозит кредитную и инвестиционную активность реальной экономики. Важно, кстати, не только делать, но и объяснять, что ты делаешь, чтобы очередной акцией не устроить экономике шок.

Иными словами, участники рынка должны представлять, что произойдет в том случае, если 5-го числа очередного месяца в сводках Госкомстата они видят определенную цифру, касающуюся цен.

Есть еще один немаловажный фактор — доверие. Чем меньше люди верят заявлениям руководства ЦБ о перспективах снижения инфляции, тем меньше вероятность, что инфляция снизится. Уже сейчас только большие оптимисты говорят об инфляции в 2005 году на уровне 10% (о 8,5% уже мало кто заикается). А так слышатся и 12, и 15%. Так что задача ЦБ в этом году усложнилась. Причем по его собственной вине — не нужно было разбазаривать нажитый в 2003 году кредит доверия, когда только и слышны были комплименты относительно «ответственного руководства» Банка России. Заклинаниям о достижимости поставленных задач сейчас уже никто не поверит, поэтому нужно наконец подумать самим и объяснить другим, чем и зачем планирует в этом году заниматься Банк России. Если ничем или гонками за десятью зайцами и устроением неразберихи в банковском секторе, как в прошедшем году, то у России появится очередной шанс всех удивить экономическим и социальным кризисом, когда к этому не существует никаких объективных предпосылок. Субъективные, правда, что видно из вышеизложенного, есть.

Новости и материалы
Несовершеннолетняя ростовчанка похитила подругу и держала ее в сарае
Политолог назвала причину радикального сокращения Зеленским «формулы мира»
Стало известно, привезет ли Миранчук кубок Лиги Европы в Россию
«Мне приснился сон»: экс-солистка «Тату» рассказала, как у нее нашли рак
В Евпатории восстановлено водоснабжение
Жена Диброва снялась в купальнике в откровенных позах на доске для серфинга
Польша и Греция призвали ЕС создать щит противовоздушной обороны
Названа дата министерской встречи стран — членов ОПЕК+
Клещ укусил участника «голого» реалити за пенис
Власти Харьковской области завили об эвакуации более 11 тысяч человек
Белоусов прибыл в Минск на встречу с белорусским коллегой
Курс евро опустился до минимума с начала февраля
Kia показала новый кроссовер EV3 формата Geely Coolray
Папа Римский захотел причислить к лику святых инфлюэнсера-миллениала
Выжившего пассажира утонувшего в Мойке автобуса выписали из больницы
Израиль ввел ограничения для испанского консульства в Иерусалиме
В Москве заметили первый в России Lamborghini Revuelto и сняли на видео
Слуцкий научил игроков из Китая русской традиции «присесть на дорожку»
Все новости