Денис Драгунский о мужестве
честно вглядеться в лица
своих предков

Тепло отдали на откуп регионам

Минэнерго разработало критерии для пилотных проектов по тарифам на тепло

Елена Платонова 11.03.2016, 15:36
Shutterstock

Минэнерго внесло в правительство законопроект с критериями отбора регионов, где будет применяться новая методика тарифообразования на тепловую энергию. Среди условий для пилотных проектов — выработка основного объема тепла на ТЭЦ и наличие единой теплоснабжающей организации. «Газете.Ru» удалось выяснить, кто из субъектов уже заявился на участие в проекте и каковы критерии отбора.

Минэнерго разработало критерии для включения российских субъектов в список пилотных проектов, где будет внедрена новая методика ценообразования на тепловую энергию на базе цены «альтернативной котельной». Согласно изменениям в федеральный закон №190-ФЗ «О теплоснабжении», перейти на новую методику ценообразования смогут поселения и городские округа, отвечающие следующим критериям:

50% и более объема тепловой энергии (мощности) должно производиться на источниках комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (на теплоэлектроцентралях, ТЭЦ), в субъектах должны быть определены единые теплоснабжающие организации и утверждены схемы теплоснабжения.

Помимо этого, одним из критериев отбора становится согласие на включение субъекта в список пилотов со стороны высшего органа исполнительной власти субъекта и главы местной администрации муниципального образования. Ожидается, что регионы будут самостоятельно направлять в Минэнерго и федеральное правительство заявки на переход поселений на методику ценообразования по принципу «альтернативной котельни», а федеральные власти ограничатся одобрением либо отказом от включения этих субъектов в список пилотных проектов.

В Минэкономразвития подтвердили «Газете.Ru» подлинность документа и отметили, что начать реализацию модели планируется с крупных городов, где есть ТЭЦ, после чего, исходя из результатов пилотов, распространить на всю территорию страны. В Минэнерго пояснили, что законопроект уже направлен в правительство. Предполагается, что в ближайшие две недели он будет вынесен на рассмотрение на совещании вице-премьера Аркадия Дворковича.

О том, что в Минэнерго прорабатывается вариант, когда регионы, заинтересованные в переходе на новую методику теплоснабжения, самостоятельно будут принимать тарифные решения, отличные от социально-экономического прогноза, заявлял глава Минэнерго Александр Новак в интервью «Коммерсанту» в конце декабря 2015 года. Министр тогда уточнил, что список таких регионов еще не сформирован, но добавил, что их будет «не менее десяти». Запуск пилотов ожидается в 2017 году.

Как стало известно «Газете.Ru», одним из субъектов, уже выразивших желание перейти на новую методику ценообразования, стал Норильск.

Город отвечает критериям, представленным в подготовленном Минэнерго законопроекте: схема теплоснабжения утверждена в 2013 году, статус Единой теплоснабжающей организации предоставлен ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (100-процентная «дочка» ГМК «Норильский никель»). Заявка на включение в перечень первых регионов – участников проекта была сначала направлена в администрацию Красноярского края в конце ноября 2015 года, а 3 февраля 2016 года губернатор Красноярского края направил ее в федеральное Минэнерго.

В Минэнерго подтвердили «Газете.Ru» получение письма от Красноярского края, уточнив, что Норильск не единственный субъект, пожелавший принять участие в пилотном проекте. Названия других муниципальных поселений, направивших заявки на участие, в министерстве не уточнили. «Заявки принимаются, пока идет процесс отбора», — ограничились таким пояснением в ведомстве.

В «Т Плюс», крупнейшей в России частной энергокомпании (входит в группу «Ренова» миллиардера Виктора Вексельберга), сообщили «Газете.Ru», что представили в Минэнерго список городов, которые, по мнению «Т Плюс», могли бы войти в перечень пилотных проектов, не уточнив, в каких именно регионах удалось добиться согласия на участие в пилотах от местных властей.

Реформа споткнулась о ЕТО

До сих пор во многих муниципальных образованиях в России не определены Единые теплоснабжающие организации (ЕТО). К концу января текущего года не смогли представить схемы теплоснабжения, необходимые для определения ЕТО, власти восьми городов с населением выше 500 тыс. человек и в 10% более мелких муниципальных образований, писал «Коммерсантъ». В числе «запаздывающих» субъектов — Красноярск, Челябинск, Тюмень, Кемерово, Хабаровск, Астрахань, Тула и Севастополь.

Сам термин ЕТО был введен в 2010 году в рамках федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении». Он означает такую компанию, которая станет главным и по большому счету единственным действующим оператором на отдельно взятом рынке тепла. Чтобы стать ЕТО, теплоснабжающая станция должна соответствовать следующим критериям: владение источниками тепловой энергии (станциями, котельными или тепловыми сетям), иметь достаточный размер собственного капитала и быть способной в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения.

Прежде чем определить ЕТО, муниципальное образование должно сначала разработать схему теплоснабжения города, которую бы одобрили на общественных слушаниях.

После чего заключение по итогам слушаний необходимо направить в Минэнерго (если речь идет о городах с населением от 500 тыс. человек) либо в муниципалитет (для административных единиц с населением менее 500 тыс. человек).

Ожидалось, что статусы ЕТО будут определены еще в 2012 году. Но процесс выбора теплоснабжающих организаций, в особенности в регионах, привел к ожесточенным спорам между различными компаниями и местными властями. Схемы теплоснабжения либо не проходили общественные слушания, либо возвращались из Минэнерго на доработку.

В результате сроки определения ЕТО во всех муниципальных образованиях сдвинулись на четвертый квартал 2015 года, но и к этому времени выполнить задачу не удалось.

Теплогенерирующие компании уверены, что статус ЕТО дает возможность улучшить теплоснабжение и порой даже снизить его стоимость. «Работа ЕТО в тех регионах, где она ведется, привела к усилению надежности теплоснабжения и к повышению качества и ответственности за качество перед реальным потребителем, — рассказал исполняющий обязанности генерального директора «ТГК-2» Петр Зарубин. — От разных котельных порой поставлялась разная температура тепла по разным тарифам. Население это нервировало, когда в соседнем доме или на соседней улице были разные тарифы, потому что они получали тепло от разных котельных. Единая теплоснабжающая организация «замешивает» этот тариф и уже по усредненному тарифу поставляет тепло одинакового качества всем потребителям. Тем самым можно снизить расходы городских и областных бюджетов на дотации за неравенство тарифов».

Мнения разделились

Основные игроки теплогенерирующей отрасли по-разному оценивают готовность рынка к переходу на методику тарифообразования по принципу «альткотельной». Большинство поддерживают идею, которая позволит выйти на более экономически обоснованный уровень доходности.

В «Т Плюс» сообщили «Газете.Ru», что ведут переговоры с властями регионов, на территории которых предприятия группы имеют статус ЕТО.

Среди тех городов, которые подходят по техническим критериям отбора (доля выработки тепловой энергии на ТЭЦ — более 50%, наличие ЕТО и схемы теплоснабжения), были упомянуты Екатеринбург, Пермь, Киров, Ижевск, Оренбург, Самара, Саратов.

В Сибирской генерирующей компании (СГК) бизнесмена Андрея Мельниченко уверены, что внедрять новую модель рынка и схему ценообразования нужно не в рамках пилотных регионов, а сразу одновременно по всей стране.

«Переход на новую модель в отдельных регионах, по сути, лишен смысла, так как результаты нововведений можно будет оценить лишь через 10–20 лет. На начальном этапе можно будет увидеть лишь рост тарифов», — пояснили «Газете.Ru» в СГК. В компании ничего не известно относительно желания перейти на методику цены «альткотельной» Красноярского края, но в случае наличия такой идеи в СГК бы ее поддержали.

Похожего мнения придерживаются в российском «Фортуме» (материнская компания - финская корпорация Fortum).

«Попытка опробовать целевую модель рынка тепла, в том числе с применением метода «альткотельной», в пилотном формате малосостоятельна», — уверен вице-президент «Фортума» (материнская компания - финская корпорация Fortum) по тепловому бизнесу Парвиз Абдушукуров.

Он подчеркивает, что «теплоснабжение - это отрасль с долгосрочными инвестициями», эффект от реализации проектов проявляется не ранее чем через пять лет. Внедрение целевой модели рынка должно происходить повсеместно. А при запуске лишь пилотных проектов программа может быть свернута в любой момент. «Зная это, ни один разумный инвестор не будет вкладываться в модернизацию теплоснабжения», — уверен Абдушукуров. Пока, по его словам, существующие в системе теплоснабжения принципы тарифного регулирования провоцируют только рост издержек. Абдушукуров подчеркивает, что «создание прозрачной регуляторной среды способно решить задачу привлечения инвестиций», без которых отрасль не сможет выжить.

В «Газпром энергохолдинге» (100-процентная «дочка» «Газпрома», владеет контрольными пакетами акций в «МОЭК», «Мосэнерго», ТГК-1, ОГК-2) не согласны с тем, что рынок готов к скорому переходу к новой методике ценообразования.

После внедрения методики тарифообразования по принципу «альткотельной» в ряде субъектов ожидается существенный рост тарифов на тепло, а в некоторых регионах ожидается замораживание цен на тепло для населения, поскольку существующие тарифы уже превышают уровень цены «альтернативной котельной».

«Газпром энергохолдинг» выступает за то, чтобы метод был опробован в пилотном режиме на ряде регионов, «с дальнейшим распространением после анализа результатов».

«Эта модель располагает как плюсами, так и, к сожалению, минусами, — пояснил первый заместитель гендиректора «Газпром энергохолдинга» Павел Шацкий «Газете.Ru». — Ее внедрение приведет к тому, что регионы страны окажутся в одной из двух групп. В первую попадут такие, где в настоящее время тариф находится на меньшем уровне, чем при расчете по методу «альтернативной котельной». В этом случае генерирующие компании, возможно, выиграют, но потребители проиграют. Обратная ситуация сложится в регионах, где в настоящее время текущий уровень тарифов выше, чем по методу «альткотельной». Соответственно, производители потеряют, а потребители на некоторое время окажутся в лучшей ситуации».

Стоит отметить, что основные активы «Газпром энергохолдинга» — «МОЭК», «Мосэнерго» и ТГК-1 — работают на территориях Москвы и Санкт-Петербурга, где цена на тепловую энергию, по предварительным расчетам, уже находится на более высоком уровне, чем предполагаемая цена «альтернативной котельной», и применение новой методики приведет к замораживанию роста цен на тепло в этих регионах.

Регионы боятся

Как пояснили «Газете.Ru» в «Квадре», входящей в группу ОНЭКСИМ Михаила Прохорова, власти в большинстве регионов, в которых работает компания, опасаются роста тарифов для конечного потребителя и поэтому не спешат вступить в число пилотных проектов.

Что касается перспектив нового законопроекта, то в компании воздержались от оценочных суждений относительно критериев отбора регионов в число пилотов. «В настоящее время принципы, механизм и реализация метода «альтернативной котельной» находятся в стадии проработки и обсуждаются участниками рынка», — заявили «Газете.Ru» в «Квадре».

Власти большинства региональных властей с настороженностью относятся к новой методике ценообразования, опасаясь резкого скачка в тарифах на тепловую энергию и необходимости искать средства в региональных бюджетах для субсидирования тарифов для населения. «Многие котельные, функционирующие на территории российских субъектов, работают на оборудовании, произведенном почти век назад. Например, котельные котлы, используемые в некоторых котельных в Саратовской области, датируются 1919 годом, — рассказал «Газете.Ru» начальник управления тарифной политики и регулирования Саратовского комитета по тарифам Владимир Розман. — Такие котельные не могут по производственным и экономическим показателям конкурировать с ценой альтернативной котельной с новым и эффективным оборудованием, в результате перехода на новую методику на старых котельных, которые сейчас дают тепло дороже уровня цены «альткотельной», будет замораживаться рост тарифов, а при этом ресурсы, которые они потребляют, продолжат расти в цене. Старые котельные будут доходить до состояния банкротства, а на новые в бюджете нет средств», — пояснил Розман.

Подобную методику имеет смысл внедрять в тех регионах, которые не являются дотационными, а входят в список донорских субъектов, полагает Розман.

В Самарском министерстве энергетики и ЖКХ считают, что для переведения региона на новую методику необходимо провести ряд подготовительных мероприятий. «Реализация концепции цены «альтернативной котельной» возможна только после осуществления таких мероприятий, как полная ликвидация «перекрестного субсидирования», разработка механизма компенсации межтарифной разницы для организаций, экономически обоснованный тариф которых превышает единую индикативную цену, определение источников и порядка возврата инвестиций», — сообщили «Газете.Ru» в региональном ведомстве.

При этом в Красноярском министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства «Газете.Ru» сообщили, что не ожидают резкого роста цен на тепло для населения в результате перехода Норильска на новый принцип тарифообразования. «Население защищено предельным индексом роста: даже если тарифы вырастут, нагрузка упадет на бюджет», — пояснил замглавы краевого министерства строительства и ЖКХ Евгений Афанасьев.