Как Россия теряет союзников в Азии
Кто может покинуть правительство

Россия отлеталась

Спрос на новые самолеты со стороны СНГ будет самым низким в мире

Елена Платонова 15.06.2015, 19:45
impomag.com

Страны СНГ и, в частности, Россия будут покупать меньше самолетов. Американский Boeing понизил 20-летний прогноз спроса на 13,5%. Это уровень ниже африканского. В то же время мировой рынок вырастет на 4%. В этом сходятся прогнозы и Boeing, и европейского Airbus. Основной же спрос будет сконцентрирован в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Спрос на гражданские самолеты в ближайшие 20 лет будет расти и составит от 32,6 тыс. до 38,05 тыс. новых воздушных судов. Такие прогнозы опубликовали два крупнейших авиастроительных гиганта — европейская корпорация Airbus и американская компания Boeing.

Оба производителя улучшили свои прогнозы по спросу на новые самолеты: Boeing повысил прогноз на 3,5% (по сравнению с прошлогодним), с 36,77 тыс. до 38,05 тыс. единиц; Airbus — на 3,96%, с 31,36 тыс. до 32,6 тыс. единиц.

По мнению аналитиков Boeing, общая стоимость требуемых рынком новых самолетов вырастет до $5,6 трлн. Эксперты Airbus прогнозируют объемы мировых продаж новых самолетов на уровне $4,9 трлн.

Показатели спроса возросли в основном за счет рынка узкофюзеляжных самолетов, который, согласно обоим прогнозам, станет самым быстрорастущим и динамичным сегментом. Во многом этому будет способствовать появление и развитие авиакомпаний-лоукостеров, а также повышение спроса на авиаперевозку в странах с развивающейся экономикой. Этот сегмент потребует от 22,93 тыс. (прогноз Airbus, улучшен на 3,8%) до 26,73 тыс. единиц (прогноз Boeing, улучшен на 4,1%).

Аналитики обоих авиаконцернов единогласно заявляют, что узкофюзеляжные самолеты составят около 70% от объема прогнозируемого спроса.

В связи с повышенным спросом на узкофюзеляжные самолеты руководство Airbus объявило о планах увеличить выпуск самолетов модели A320 с нынешних 42 до 50 штук в месяц.

На данный момент портфель заказов Airbus на самолеты семейства A320 достигает 11,7 тыс. единиц, заказы на Boeing 737 составляют 9,6 тыс. штук.

Что касается рынка больших широкофюзеляжных самолетов с пассажировместимостью более 400 кресел, то мнения конкурирующих авиастроительных гигантов кардинально разошлись.

Американский Boeing второй год подряд ухудшает прогноз по спросу на большие самолеты. Если в 2013 году аналитики Boeing предсказывали объемы продаж таких воздушных судов на уровне $280 млрд, то в 2014 году прогноз был ухудшен до $240 млрд, а в текущем году понижен до $230 млрд. Общее число реализованных самолетов, по мнению Boeing, сократится до 540 единиц против 620 воздушных судов, прогнозируемых в 2014 году.

В отличие от американского конкурента, европейский Airbus не оставляет надежд на успешность своих широкофюзеляжных A380 и A350 и предсказывает спрос на самолеты такого типа на уровне 1,55 тыс. единиц, улучшив прогноз на 49 штук, или 3,3%. Объемы продаж, по мнению Airbus, вырастут до $588 млн.

Самый большой в мире пассажирский самолет, Airbus A380, отпраздновавший десятилетие со дня первого полета в этом году, способный вместить до 800 пассажиров на борту, был ответом европейского авиапрома американскому Boeing 747, долгое время остававшемуся самым большим широкофюзеляжным самолетом в мире. На A380 возлагали большие надежды: с 2005 по 2025 год, прогнозировала Airbus, спрос на широкофюзеляжный самолет такого типа составит около 1,5 тыс. воздушных судов. Но к концу мая 2015 года портфель заказов насчитывает лишь 317 единиц.

Лидером по покупкам новых самолетов в ближайшие 20 лет станет Азиатско-Тихоокеанский регион.

В этом аналитики двух конкурирующих авиаконцернов сходятся во мнении. На авиакомпании из этого региона придется 14,33 тыс. новых самолетов, предсказывает Boeing. «Китай станет крупнейшим в мире авиационным рынком в течение следующих десяти лет, а Азиатский регион и развивающиеся рынки выступят катализатором устойчивого роста воздушного движения», — заявил операционный директор Airbus Джон Лихи. По мнению Airbus, коммерческий пассажирооборот Азиатско-Тихоокеанского региона к 2034 году вырастет с текущих 29 до 36% от общемирового объема.

Тем временем спрос на новые самолеты в странах СНГ в ближайшие 20 лет будет самым низким в мире и составит около 1,15 тыс. единиц, считают аналитики Boeing.

Концерн за год пересмотрел прогноз по региону в сторону понижения на 13,5%. Еще в прошлом году Boeing прогнозировал спрос на уровне 1,33 тыс. единиц. По этому показателю СНГ в текущем году оказалось даже ниже Африканского региона, спрос на новые самолеты в котором достигнет 1,17 тыс. штук.

Ухудшение прогноза связано в основном с рецессией экономического развития в России, отмечается в отчете Boeing.

«Российская экономика остается крупнейшей в СНГ, на нее приходилось в 2014 году почти 74% от общего ВВП СНГ», — уточняют аналитики. В краткосрочной перспективе экономическая ситуация в России из-за мирового падения цен на нефть и резкого обесценения национальной валюты окажет сдерживающий эффект на спрос на новые воздушные суда.

«Понижение прогноза связано с переоценкой российского рынка, оказавшегося под воздействием текущего экономического кризиса, — пояснил «Газете.Ru» сотрудник Высшей школы экономики (ВШЭ) Андрей Крамаренко. — Если предыдущая оценка исходила из того, что все будет если не очень хорошо, то по крайней мере стабильно, то дальнейшая переоценка связана с тем, что состояние российской экономики оценивается как нестабильное».

Основной проблемой российских авиаперевозчиков он называет «явный профицит провозной емкости».

«Российские компании заняты в настоящее время не покупкой, а решением вопроса о том, что делать со старыми самолетами и уже заключенными контрактами на новые самолеты», — добавил Крамаренко.