Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Украина складывает крылья

Крупнейший авиаперевозчик страны МАУ на грани банкротства из-за резкого снижения пассажиропотока

Олег Сирых (Киев) 27.11.2014, 09:03
odessa.aero

Украинские авиакомпании недосчитались пассажиров, которые массово отказываются от полетов из-за падения покупательной способности и подорожания авиабилетов. Сложная экономическая ситуация поставила на грань банкротства компанию «Международные авиалинии Украины», которая погрязла в долгах, но надеется поправить положение за счет госпомощи и вытеснения конкурентов.

По данным Государственной авиационной службы Украины, за десять месяцев этого года в аэропортах Украины сократился пассажиропоток на 21,3%, до 9,3 млн человек. За этот же период крупнейший украинский хаб — «Борисполь» обслужил 5,9 млн пассажиров, что на 12% меньше по сравнению с январем — октябрем прошлого года.

Сокращение пассажиропотока связано с падением уровня жизни украинцев, ростом цен на авиабилеты в среднем на 30–40% и уменьшением количества чартеров в этом году на треть.

МАУ на грани банкротства

Сложная экономическая и политическая ситуация в стране поставила крупнейшего украинского перевозчика — «Международные авиалинии Украины» (МАУ) на грань банкротства.

Так, гривневые счета компании МАУ, которые были открыты в банке «Финансы и кредит», арестованы по решению Хозяйственного суда Киева.

Счета заблокированы по требованию первого прокурора Киева, который обвинил авиаперевозчика в неуплате 5,4 млн грн (15,5 млн руб.) в специальный фонд, из которого финансируются затраты страны на авиацию.

Например, из этого фонда Украина платит за членство в Международной организации гражданской авиации (ICAO). Членские взносы в размере $2 с каждого проданного билета вносят все украинские авиакомпании. Пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая заявила, что перевозчик подал апелляцию на решение Хозяйственного суда Киева. «Данная задолженность МАУ не признается», — отметила она, пояснив, что, по мнению перевозчика, у суда отсутствовали основания для применения такой нормы.

Но если МАУ проиграет суды, то оплачивать свои счета на Украине ей будет трудно. Около половины всех доходов компании номинируется в гривне, оставшаяся половина — в валюте, которая необходима для оплаты услуг контрагентов за границей.

Просьба о кредите

Долги перед специальным фондом — не единственные у МАУ. Например, прокуратура Киевской области и базовый аэропорт перевозчика Борисполь требуют от авиакомпании заплатить около 145 млн грн (288 млн руб.) за услуги по наземному обслуживанию. Сейчас этот вопрос рассматривается в судах.

Оказавшись в затруднительном финансовом положении, МАУ решилась на беспрецедентный шаг и обратилась к премьер-министру Арсению Яценюку с просьбой выдать стабилизационный кредит в размере $100 млн на десять лет. Попутно перевозчик попросил и о других льготах: вовремя возмещать компании налог на добавленную стоимость, разрешить не продавать валютную выручку (по требованиям Нацбанка Украины компании могут оставить себе только 25% денег в валюте), а также разработать программу поддержки авиационной отрасли. В своем письме к главе правительства перевозчик указал, что до конца года потеряет около $90 млн и нуждается в финансовой поддержке.

Президент МАУ Юрий Мирошников заявил, что при получении государственного кредита перевозчик гарантирует сохранение существующей деятельности компании. «Сейчас главная задача кабинета министров — это стабилизация экономики. Сейчас много средств направляется на социальные выплаты, на армию — это первоочередные задачи. С этим разберемся, тогда, возможно, рассмотрим вопрос помощи МАУ», — сообщил министр инфраструктуры (курирует вопросы транспорта) Максим Бурбак.

Пока правительство решает свои первоочередные задачи, авиакомпания экономит. К примеру, МАУ перестала кормить пассажиров на всех своих рейсах, кроме дальнемагистральных.

Альтернативы МАУ нет

Авиакомпания МАУ — крупнейший украинский перевозчик, который основан в 1992 году. Сейчас его флот насчитывает 39 самолетов: пять Embraer-190, 31 Boeing 737, а также три Boeing 767.

Считается, что компания близка к олигарху и губернатору Днепропетровской области Игорю Коломойскому.

Компания перевозит каждого третьего пассажира и обеспечивает половину пассажиропотока аэропорту Борисполь, рассказывает директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

Конкурентов у перевозчика фактически нет.

Лоукостер Wizz Air не выполняет внутренние рейсы, поясняя это их нерентабельностью. Более того, многие бизнес-пассажиры отказываются от полетов на бюджетных авиалиниях, поскольку хотят иметь возможность перебронировать билеты, летать в основные аэропорты (лоукостеры летают в бюджетные хабы, которые могут быть расположены в 100 км от города) и получать хорошее обслуживание на борту.

«Дочка» турецкой авиакомпании AtlasjetUkraine, которая вышла на рынок Украины осенью 2013 года, судится за право выполнять 14 международных рейсов. «ЮТэйр-Украина», подконтрольная российской компании «ЮТэйр», отказывается от выполнения внутренних рейсов, чтобы сконцентрироваться на чартерах. Еще одна украинская авиакомпания — Um Air совершает только несколько рейсов в Бейрут (Ливан), Амман (Иордания), Багдад (Ирак) и Тегеран (Иран).

«Приватизация неба»

Впрочем, МАУ может попробовать поправить финансовое положение за счет новых прибыльных маршрутов, на которые не допустит конкурентов. В конце ноября Госавиаслужба, которую возглавил бывший топ-менеджер МАУ Денис Антонюк, утвердила новые правила выдачи разрешений на маршруты. Согласно им право летать за рубеж получат только те перевозчики, которые принадлежат гражданам Украины или государству. Причем их доля должна быть больше 50%. Более того, право на полеты за границу компания получит только в том случае, если на протяжении 12 месяцев выполняла внутренние рейсы.

Этим требованиям не соответствует ни один из конкурентов МАУ.

Игроки рынка считают, что эти нормы привели к «приватизации украинского неба», а Wizz Air даже заявила о возможном уходе с Украины. По информации старшего юриста юрфирмы Marchenko Danevych Андрея Гука, сейчас авиакомпании готовят обращение к президенту Украины Петру Порошенко с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию.