Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

РЖД доедут до Пекина

Россия и Китай подписали меморандум о развитии высокоскоростных железных дорог

Россия и Китай могут создать транспортный коридор Москва — Пекин: стороны подписали соответствующий меморандум. Правда, объем финансирования со стороны Китая не определен. А чтобы начать реализацию данного проекта в части ВСМ Москва — Казань, РЖД рассчитывает получить 380 млрд рублей государственных инвестиций.

Россия и Китай будут сотрудничать в области развития высокоскоростного железнодорожного сообщения. Соответствующий меморандум сегодня подписали Министерство транспорта РФ, ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), Государственный комитет КНР по развитию и реформе и корпорация «Китайские железные дороги», говорится в сообщении РЖД.

Согласно документу, стороны разработают проект Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин, включающего приоритетный проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань. В частности, меморандум предусматривает сотрудничество в области проектирования, строительных работ, обслуживания, поставки оборудования, инвестирования и финансирования проекта.

«Пока подписан только меморандум, — сказал «Газете.Ru» после подписания договора глава РЖД Владимир Якунин. — Но мы уже совершенно четко договорились проработать вопрос о создании с нашими китайскими партнерами совместных предприятий по строительству машин и подвижного состава для скоростного движения. И, конечно, китайская сторона высказала желание вкладываться в эти проекты, которых пока маловато. У нас нет разногласий с китайской стороной, мы прекрасно друг друга понимаем: все это, конечно, создает большие перспективы для расширения нашего дальнейшего сотрудничества».

Дорога протяженностью 750 км пройдет от Москвы до Казани, с возможной дальнейшей перспективой в сторону Екатеринбурга. Впрочем, в китайском восприятии этот проект представляется как высокоскоростная железная дорога между Пекином и Москвой, отметил президент РЖД.

«Для того чтобы запустить этот проект, нужны большие финансовые инвестиции, а также участие государства в создании эффективного высокоскоростного движения, — отметил Якунин. — Если в этом смысле наше государство и Китай договорятся о предоставлении денежных инвестиций, то я думаю, что мы сможем приступить к проектированию высокоскоростного движения даже в этом году. Государственные инвестиции в этот проект могут составить 380 млрд руб., и, соответственно, объем возможного инвестирования со стороны китайских партнеров пока не обсуждался».

Ключевую часть проекта должна составить ранее широко анонсированная магистраль Москва — Казань. Ранее первый вице-президент РЖД Александр Мишарин сообщал, что китайские инвесторы выразили готовность вложить 400 млрд руб. в строительство ВСМ Москва — Казань, впрочем, как отметил «Газете.Ru» высокопоставленный источник в правительстве, конкретных договоренностей заключено не было, а единственным предполагаемым источником финансирования ВСМ Москва — Казань пока служат средства ФНБ, на получение которых РЖД подало заявку.

Предполагаемая железнодорожная магистраль Москва – Владимир – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань будет проходить по территории семи субъектов Российской Федерации и предусматривает 15 остановок. Протяженность магистрали Москва — Казань составит 770 км, скорость движения поездов будет достигать 400 км/ч. Время в пути от Москвы до Казани будет занимать 3,5 часа против нынешних 11,5 часов.

Реализацию проекта поручили дочерней структуре РЖД — ОАО «Скоростные магистрали».

Несмотря на убеждение главы РЖД Владимира Якунина в том, что данный проект экономически окупаем и способен стимулировать развитие российской промышленности, однозначного решения по нему принято не было.

В частности, в прошлом году глава Министерства экономического развития Алексей Улюкаев и глава Сбербанка Герман Греф усомнились в оценке пассажиропотока и спроса на билеты.

6 ноября 2013 года правительством было принято решение отложить реализацию проекта до 2020 года, об этом заявил вице-премьер РФ Игорь Шувалов, объяснив отсрочку необходимостью дополнительной проработки финансово-экономического обоснования проекта. Такое решение было принято по итогам совещания, на котором решался вопрос об использовании средств ФНБ в перспективных проектах. ВСМ Москва — Казань не получила финансирования из-за неясности в оценке его стоимости и сроков возврата денежных средств.

В январе 2014 года Дмитрий Медведев заявил, что проект слишком дорогой и стоит дождаться более энергичной экономической ситуации. По первоначальным оценкам, стоимость строительства ВСМ составляла 1,3–2,5 трлн руб. В 2013 году Владимир Якунин оценил данный проект в 928 млрд руб., из которых 70% должно было выделить государство, 30% — бизнес.

Однако позднее, согласно обновленной модели ВСМ Москва — Казань, магистраль была разделена на четыре участка, и первый из них (Москва — Владимир) будет построен за счет РЖД и государства, включая средства ФНБ и Пенсионного фонда. Остальные три — за счет инвесторов на основе концессионных соглашений.

Обновленная модель была представлена 28 января 2014 года, и на данный момент строительство ВСМ Москва — Казань оценивается в 1,068 трлн руб. Из них 381 млрд руб. РЖД просит из федерального бюджета, из ФНБ и Пенсионного фонда на покупку облигаций — 289 млрд руб. Впрочем на сегодняшний день правительство еще не приняло решения о выделении средств на строительство ВСМ из-за неуверенности в эффективности и окупаемости проекта.

Более того, значительная часть средств ФНБ (сейчас в фонде чуть более 3 трлн руб.) обещана компаниям, пострадавшим от санкций — «Роснефти» и НОВАТЭКу.

Впрочем китайских инвесторов критика ВСМ не отпугивает, так как руководство КНР видит в данном проекте большую геополитическую перспективу, отмечают эксперты.

«Железнодорожная линия Москва — Казань является очень важным элементом в «экономическом поясе Шелкового пути», — говорит «Газете.Ru» заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский. — Это северный маршрут Великого шелкового пути, который существовал еще во втором веке до нашей эры и вел из древнего Китая в Рим. Маршрут будет проходить через Казахстан, Оренбург, Казань, Москву, далее идет ветка на Санкт Петербург и на Минск — Гамбург. Главное звено в этом маршруте – это, безусловно, Москва — Казань».

Новости и материалы
Суббота в Москве стала самым «мокрым» 27 апреля за последние 75 лет
Еще четыре украинских БПЛА уничтожены над одним из районов Брянской области
Стало известно, за счет чего «Локомотив» может переиграть «Спартак»
Зеленский потребовал от Запада еще больше систем Patriot
Булыкин назвал условие, при котором Слишкович останется главным тренером «Спартака»
РФ предоставила БАПОР площадку для разъяснения ситуации в Газе
В Федерации бокса России прокомментировали инцидент с гимном РФ на чемпионате Европы
Торнадо обрушился на китайский Гуанчжоу
Предстоящий матч «Спартака» и «Локомотива» назвали принципиальным
При атаке Израиля на Ливан пострадали более 10 мирных граждан
Стало известно, сколько зарабатывают работники скорой помощи в России
Четыре украинских беспилотника сбиты над двумя районами Брянской области
«Локомотив» похвалили за избавление от зависимости от Дзюбы
В Харьковской области прогремели взрывы
Женская сборная России стала лучшей на ЧЕ по боксу
Три украинских дрона самолетного типа уничтожили под Брянском
В Воронежской области объявлена опасность атаки беспилотников
В Брянской области сбили украинский беспилотник
Все новости