Кого слушает президент

Моногородам дадут второй шанс

Моногорода получат 35 млрд рублей на развитие

Юлия Калачихина 05.09.2014, 08:12
Александр Кондратюк/РИА «Новости»

Правительство утвердило план мероприятий по поддержке моногородов. До 2017 года на решение их проблем выделят 35 млрд руб., распределением средств будет заниматься специальный фонд под управлением Внешэкономбанка. Эксперты сомневаются, что этих денег хватит — в лучшем случае города ждет «косметический ремонт».

Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил комплекс мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности моногородов (соответствующее распоряжение было опубликовано на сайте правительства в четверг).

Монофонд

Предполагается, что в этом году на финансирование моногородов выделят 3 млрд руб., а в 2015–2017 годах – еще 32 млрд руб. «Это предельные значения. Окончательные суммы будут определены по итогам бюджетных корректировок», — рассказали «Газете.Ru» в Минфине.

За распределение этих средств будет отвечать Фонд развития моногородов (ФРМ), учредителем которого выступит Внешэкономбанк (ВЭБ).

«Предполагается направить в ФРМ средства, предусмотренные в утвержденном комплексе мероприятий», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ВЭБа. Основной целью фонда станет создание инфраструктуры для запуска новых инвестиционных проектов. Последние, по идее, должны диверсифицировать экономику моногородов, находящихся в наиболее сложной ситуации. Кроме того, ФРМ будет выполнять функции проектного офиса, то есть оказывать содействие в подготовке альтернативных градообразующему предприятию инвестпроектов и организовывать их финансирование.

Портфель ВЭБа в моногородах на июль 2014 года составляет 34 инвестиционных проекта в общей сложности на 442,1 млрд руб., с участием банка развития в размере 272,7 млрд руб.

31 июля правительство утвердило список моногородов. Туда вошли 313 муниципальных образований, которые были разделены на три категории в зависимости от тяжести складывающейся в них социально-экономической ситуации. Так, к категории 1 (с наиболее сложным социально-экономическим положением) отнесено 75 моногородов; к категории 2 (с имеющимися рисками ухудшения социально-экономического положения) – 149 моногородов; к категории 3 (со стабильной социально-экономической ситуацией) – 89 моногородов.

Эксперты считают, что 35 млрд явно недостаточно.

«Изначально планировалось направить на поддержку моногородов 51 млрд руб., причем только в первые два года. Но потом стало понятно, что у страны нет на это денег, — говорит руководитель группы проектов фонда «Центр стратегических разработок – Регион» Сергей Ламанов.

— Если помощь направят только первой группе, то в среднем речь идет о сумме менее 0,5 млрд руб. на город. Так что в лучшем случае их ждут полукосметические мероприятия, так как реальную реорганизацию даже небольшого города на эти деньги провести невозможно».

Грабли для МЭР

Последний раз попытку реанимировать моногорода власти предпринимали в 2009 году. «Тогда государство решило организовать финансирование через так называемые КИПы (комплексные инвестиционные планы)», — вспоминает председатель комитета «Деловой России» по совершенствованию инвестиционного климата в регионах Владислав Варяник.

В то время моногорода курировал Минрегион, и основой господдержки стало финансирование инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства и ЖКХ. В 2010 году на эти цели в бюджете было заложено 27 млрд руб., из них израсходовано 22,7 млрд.

Наиболее востребованными оказались прямые дотации, которые не требовали возвращения, тогда как наименее эффективной мерой стал бюджетный кредит — более 40% от объема заложенных средств не было освоено.
Невостребованные средства были возвращены в Минфин.

В итоге в 2011 году финансирование было резко сокращено и составило всего 1,5 млрд руб.

В 2012 и 2013 годах дополнительных средств на поддержку моногородов заложено не было и происходило постепенное освоение ранее выделенных средств (получателями бюджетных средств стали 50 моногородов).

Несмотря на принятые меры, почти в половине моногородов в 2013 году уровень регистрируемой безработицы превышал среднероссийский показатель (5,6%), признал по итогам программы Минрегион.

Сейчас моногорода курирует Минэкономразвития (МЭР). «Механизмы отбора и предоставления господдержки развития моногородов в настоящее время находятся в проработке и будут утверждены в текущем году», — сказали в пресс-службе.

Однако по сути предложения МЭР не отличаются от программы Минрегиона – речь идет все о том же строительстве инфраструктуры.

Эксперты отмечают, что само по себе возведение инфраструктуры не решает проблему зависимости от градообразующего предприятия. А значит, велик шанс, что и новая программа окажется неэффективной. «Чиновники выступают за диверсификацию экономики моногородов, например, создавая там индустриальные парки. Но на строительство одной такой площадки требуется 1–2 млрд руб., при этом надо понимать, что речь идет о возведении государственного парка. Частные парки не слишком активно развиваются в моногородах – слишком много рисков», — сказал Варяник.

Создание индустриальных парков подходит только для 45% моногородов из кризисного списка, говорится в исследовании компании «Базовый элемент». В 20% моногородов, в которых градообразующие предприятия закрываются и нет потенциала для формирования новой экономики, следует применить технологию «управляемого сжатия», что обойдется в 20–35 млрд руб. в зависимости от масштабов переселения (до 60% человек). Подобный подход обойдется дешевле их ликвидации (расходы на ликвидацию составили бы 120 млрд руб.). Для оставшихся 35% имеет смысл недорогое точечное решение проблем стоимостью 1,5–2 млрд руб.