Генпрокуратура открывает отопительный сезон

Предприятиям-должникам в сфере ЖКХ грозят проверки Росфинмониторинга, Генпрокуратуры и МВД

Яна Милюкова 27.07.2013, 11:56
Интерпресс/ИТАР-ТАСС

Подготовка регионов к новому отопительному сезону из хозяйственного мероприятия превращается в силовое. В этом году не обойдется без вмешательства МВД и Генеральной прокуратуры, а также Росфинмониторинга. Вице-премьер Дмитрий Козак поручил Министерству регионального развития составить список предприятий сферы ЖКХ, у которых образовались долги перед поставщиками коммунальных услуг. Им могут грозить экономические санкции, а их руководству — уголовные дела.

Подготовка регионов к новому отопительному сезону в этом году, похоже, опять не обойдется без вмешательства силовых структур – МВД и Генеральной прокуратуры, а также Росфинмониторинга. Вице-премьер Дмитрий Козак поручил Министерству регионального развития составить список предприятий сферы ЖКХ, включая управляющие компании, у которых образовались долги перед поставщиками коммунальных услуг. Аналогичный список поручено составить по МУПам (муниципальным унитарным предприятиям) и ГУПам (государственным унитарным предприятиям федерального подчинения).

В список должны войти предприятия, у которых кредиторская задолженность превышает дебиторскую более чем на 10%. Список должен быть готов к 1 сентября и направлен в Росфинмониторинг, МВД и Генеральную прокуратуру. Они проведут соответствующие проверки предприятий. Росфинмониторинг должен проверить финансовые операции предприятий, чтобы определить, имеются ли экономически обоснованные причины возникновения долгов. Генпрокуратура и МВД может проверить организации на предмет наличия уголовно наказуемых действий руководства предприятий-должников.

На совещании глава Госстроя Владимир Токарев заявил о том, что у предприятий ЖКХ растет объем кредиторской задолженности. В настоящее время он составляет 144,3 млрд рублей. Долги мешают предприятиям готовиться к отопительному сезону.

Наметилось отставание: по состоянию на 1 июля готовность составляет 40,7%, в прошлом году этот показатель составлял 43,6%.

Отопительный сезон в ряде регионов начнется уже через полтора месяца. Всего на работы по подготовке к отопительному сезону из бюджетов регионов планируется потратить 289,7 млрд рублей.

Основные причины появления задолженности Токарев видит в наличии кассового разрыва на предприятиях, когда у предприятий недостаточно средств, необходимых для финансирования очередных расходов; в числе причин и то, что потребители не платят за коммунальные услуги; еще одна причина — высокая степень изношенности основного оборудования, что ведет к увеличению издержек предприятий-должников.

В черный список могут попасть 1000–1500 управляющих компаний и еще 100–150 МУПов и ГУПов, прогнозирует Андрей Чибис, исполнительный директор некоммерческого партнерства содействия развитию ЖКХ «Развитие». Из них только треть имеют реальные экономически оправданные объяснения возникновению долгов. А потому при решение вопроса с долгами в системе ЖКХ вмешательство силовых ведомств необходимо. 70% предприятий из списка Чибис относит к злостным неплательщикам.

«Сейчас им грозит выплата долга с учетом процентов, которые могут быть равны ставке рефинансирования, если суды не снизят ее», — полагает он.

Вмешательство силовых структур эксперт считает мерой, которая мотивирует и способствует установлению платежной дисциплины.

«Управляющие компании и унитарные предприятия просто не расплачиваются с поставщиками ресурсов, особенно это касается поставщиков электроэнергии. МУПы и ГУПы принадлежат городу или региону — они пользуются тем, что руководство города или региона их всегда прикроет и с оплатой можно подождать. С тобой ничего не сделают, потому что судиться с властью – дело неблагодарное», — говорит он.

У предприятий, которые действительно не имеют средств на то, чтобы расплатиться с поставщиками электроэнергии, причин возникновения долгов несколько. Основная — это экономически необоснованные тарифы. Рост тарифов в этом году ограничен 6% в среднегодовом исчислении.

«Изначально тариф, который дается предприятию, ниже себестоимости по выработке энергии. В ряде муниципалитетов необходимо довести тарифы до экономически обоснованного уровня. В моногородах низкий уровень платежеспособности населения, что тоже приводит к росту долга. Есть ситуации, когда в малых городах в Архангельской, Ленинградской областях, в Карелии дома топятся, а фактически там не заселена половина квартир. Фактически там люди не живут. Формально должник есть, а реально — нет. Это объективная причина возникновения долгов», — говорит Чибис.

Уйти от вмешательства силовых органов для решения проблем в сфере ЖКХ эксперты надеются в ближайшие два года. Власти рассчитывают, что с будущего года ситуация в сфере ЖКХ улучшится благодаря приходу инвесторов. С будущего года в России вступит в действие закон о долгосрочном тарифном регулировании.

Главная претензия инвесторов к сфере ЖКХ состояла в том, что невозможно было предсказать решения государства по тарифам, сказал Дмитрий Козак, отвечая на вопрос «Газеты.Ru».

«Закон устанавливает гарантии долгосрочного регулирования по тарифам, которые лежат в основах ценооборазования на ресурсы тепло-, водо- и электроснабжения. Он гарантирует инвесторам тарифы на пять лет, при условии выполнения ими обязательств и требований по качеству и стабильности предоставления коммунальных услуг», — сказал Козак. Он уточнил, что в этом году завершится процедура выравнивания тарифов до экономически обоснованного уровня. «Мы скачков тарифов не ожидаем (в дальнейшем)».

«Инвесторы появятся. Долгосрочность параметров регулирования и заранее понятный рост тарифов дают достаточно стимулов вкладывать деньги в инфраструктуру ЖКХ, — говорит Чибис. — Сегодня мэры и губернаторы, прикрываясь социальной значимостью, держатся за унитарные предприятия, ставя туда аффилированных людей. Их (МУПы и ГУПы) надо вывести на рынок. И это вскроет рынок и повысит конкуренцию на рынке».

Сейчас износ фондов ЖКХ в России составляет 60%, в некоторых регионах он доходит до 85%, сообщалось на коллегии Госстроя в мае этого года. Объемы частных инвестиций в сектор ЖКХ составляют 8% от годового оборота предприятий отрасли. Министр регионального развития Игоря Слюняев ранее в интервью «Газете.Ru» заявлял, что основная проблема ЖКХ заключается в том, что «государство из этой отрасли ушло, а рыночные отношения все еще не возникли».

Вряд ли стоит ожидать прихода необходимого для начала модернизации числа инвесторов в сектор.

«Непредсказуемость тарифной политики не единственное, что беспокоит инвесторов, — говорит «Газете.Ru» партнер «ФБК Право» Александр Ермоленко. — Это замкнутый, нерыночный, коррупционный сектор.

Если говорить о компаниях-поставщиках услуг – это естественные монополии. У них нет необходимости конкурировать. Они накапливают задолженность. Это такие правила игры. Рентабельность сектора должна быть гораздо выше, чем в других отраслях, чтобы инвесторы могли покрыть все риски. Только тогда сектор станет привлекательным для инвесторов».