На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Экстраполяция придушила рост

Минэкономразвития понизит прогноз роста ВВП на 2013 год до менее 3%

Экономический рост в России может замедлиться, предупреждает Минэкономразвития. При сохранении текущих тенденций рост может быть ниже 3% ВВП, уточнение прогноза ведомство ждет в апреле. Еще меньше оптимизма демонстрируют эксперты: банковский кризис на Кипре и введение бюджетного правила в России неизбежно отразятся на росте экономики, которая испытывает нехватку инвестиций.

Минэкономразвития понизит прогноз роста ВВП на 2013 год с 3,6% до менее чем 3%. «В начале апреля мы представим уточненный прогноз. Пока, если брать экстраполяцию, не получается и 3% роста», — заявил в четверг заместитель министра экономического развития Андрей Клепач.

Замминистра добавил, что «пока идем существенно ниже текущего прогноза в 3,6%.

Клепач не уточнил, до какой величины может быть снижен прогноз.

Отвечая на вопрос, считает ли он вероятным рост российской экономики в этом году на уровне 3,3%, как полагают некоторые экономисты, замминистра сказал, что «это оптимистичный прогноз роста».

По оценке Минэкономразвития, обнародованной на прошлой неделе, за январь — февраль 2013 года ВВП вырос всего на 0,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года. С учетом исключения сезонного и календарного факторов ВВП даже снизился: в феврале на 0,1% по сравнению с январем после снижения на 0,3% в январе.

«Это можно трактовать как паузу в экономическом росте», — комментировал итоги двух месяцев Клепач. В то же время замминистра отметил, что, несмотря на снижение ВВП с учетом исключения сезонного и календарного факторов, «это не означает, что наступила рецессия, в отличие от ситуации в 2008 году».

Одна из причин замедления экономического роста — слабый экспорт: к январю — февралю 2012 года он просел на 6,9%.

Вторая причина — провал по розничной торговле. В четвертом квартале 2012 года розничная торговля в годовом выражении выросла на 4,5%, а в январе — феврале 2013 года темпы роста снизились до 3%.

Третья причина — слабая динамика инвестиций. В годовом выражении инвестиции выросли в феврале на 0,3%, «что, по сути, означает отсутствие роста», говорил Клепач.

В прогнозе долгосрочного социально-экономического развития России до 2030 года описаны три сценария. По консервативному сценарию, экономика будет расти на 3—3,2% в год. Инновационный сценарий подразумевает ежегодный рост в 4—4,2%. Форсированный — 5,4% в год.

Реализован будет, скорее всего, консервативный сценарий, говорится в пояснительной записке к прогнозу: этот вариант отражает доминирующие интересы в экономике. Власти при этом не раз заявляли, что для гарантии выполнения социальных обязательства и модернизации экономики нужны темпы экономического роста не менее 5%. На эту цифру обещал ориентироваться премьер-министр Дмитрий Медведев, который на этой неделе подписал прогноз.

Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию ставил более амбициозную задачу — 5—6% роста.

В марте Всемирный банк понизил прогноз роста ВВП России в 2013 году с 3,6% до 3,3%. Причины — снижение прогноза средней цены на нефть Urals (до $102 за 1 баррель), ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры (в том числе более медленное восстановление экономики ЕС), замедление экономической активности в самой России, слабый рост инвестиций.

Изначально прогноз был меньше у Citi — на уровне 3%. «Две недели назад мы оставили этот прогноз в силе, учитывая замедление потребительского спроса и стабилизацию цен на нефть», — пояснил стратег банка Андрей Кузнецов.

В банке ING говорят, что готовят пересмотренный прогноз. Действующий был составлен в октябре прошлого года и предусматривал 3,5% ВВП. «Возможно, он немного снизится, но точно не будет повышен», — иронизирует Дмитрий Полевой, ведущий эксперт ING по России и Казахстану.

«Наш прогноз — 2,4% в случае, если не будет дальнейшего ухудшения ситуации», — говорит директор института «Центр развития» НИУ-ВШЭ Наталья Акиндинова. Основные внутренние факторы, замедляющие рост, — недостаток инвестиций и замедление потребительского спроса.

По мнению Акиндиновой, потери от прекращения операций с Кипром, через который проходила примерно пятая часть прямых иностранных инвестиций российских компаний, может отнять еще как минимум 0,3 процентных пункта.

Эксперты указывают, что введение с этого года бюджетного правила о направлении сверхдоходов от нефти в суверенные фонды замедляет рост экономики. Сверхдоходы теперь не могут быть направлены на стимулирование экономического роста в виде госинвестиций. «Но введение бюджетного правила может уже в этом году повысить эффективность бюджетных расходов. Допдоходов нет, а приоритетные проекты, разогревающие экономику, финансировать необходимо», — уточняет Полевой.

«Накопление суверенных фондов в соответствии с бюджетным правилом предпочтительно, поскольку служит не только подстраховкой на случай кризисных явлений, но и залогом более прозрачной и эффективной фискальной политики, что в глазах инвесторов может способствовать положительной оценке ожиданий относительно экономических перспектив России на ближайшие годы, а значит, может привести к более качественному ее росту в будущем», — говорит аналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова.

В условиях замедления экономического роста правительство может пойти на смягчение денежной политики — снижение процентной ставки Центробанка, предполагает Акиндинова. Но эта мера может дать лишь краткосрочный эффект, отметила эксперт.

Смягчения кредитно-денежной политики не исключают и в Минэкономразвития. «Определенное смягчение денежной политики в апреле — мае тоже вероятно по мере снижения инфляции», — указал Клепач. Сейчас ставка рефинансирования Центробанка, выступающая ориентиром стоимости заемных средств для коммерческих банков, составляет 8,25%.

Правительству наконец придется всерьез заняться улучшением инвестклимата, считает Кузнецов. Правда, эффект от этого будет не раньше чем через 3—4 года. Поэтому экономист не исключает смягчения бюджетного правила, эффект от этого возможен уже в течение текущего года.

Чтобы стимулировать рост, правительство должно использовать классический набор средств: улучшать инвестклимат, снижать административные барьеры, провести судебную реформу, вывести государство из тех секторов экономики, где оно неэффективно, подчеркивают эксперты. «Инструментарий давно известен, эксперты говорят об этом не один год, но реальных шагов в этом направлении нет», — сетует Акиндинова.

Новости и материалы
Получившего ранение на СВО российского военного медики отправили в морг
Белгород подвергся массированному ракетному обстрелу ВСУ
Украинские военные в зоне СВО стали уничтожать собственные беспилотники
ВСУ ударили по трем российским областям, есть раненые
Стала известна личность мужчины, пытавшегося проникнуть в резиденцию Трампа во Флориде
Результаты россиян на Олимпиаде в Милане 22 февраля 2026 года
В Нью-Йорке ввели режим чрезвычайной ситуации
За три часа Россию атаковали почти 40 дронов
В Вероне началась церемония закрытия зимних Олимпийских игр 2026 года
Белый дом потроллил Канаду после проигрыша на Олимпиаде
В Мексике начались массовые беспорядки из-за возможной ликвидации главаря наркокартеля
На Украине призвали ограничить Telegram после происшедшего теракта во Львове
«Русские намерены продолжать»: Зеленский обвинил Россию в теракте во Львове
Сборная США почтила память Годро после победы на Олимпиаде-2026
Иран получил обнадеживающие сигналы после переговоров с США в Женеве
Иранские студенты продолжают протестовать, есть пострадавшие
Губерниев отметил роль россиян в победе сборной США на Олимпиаде
Мальчик, выпавший из окна в Петербурге, попал в реанимацию в состоянии шока
Все новости