Правительство одобрило программу повышения энергоэффективности до 2020 года. Пока экономика России расточительна из-за больших затрат энергии, посетовал на заседании премьер-министр Дмитрий Медведев, заметив, что модернизация мощностей и рациональная структура потребления должны привести к большей доступности энергоресурсов для конечных потребителей.
О том, что российской экономике необходимо повысить эффективность использования электроэнергии, Медведев регулярно заявляет со времени президентства. В январе 2011 года правительство приняло программу энергоэффективности до 2020 года. На это планировалось потратить около 700 млрд рублей из бюджетов разных уровней и 8,8 трлн рублей — из внебюджетных источников.
По текущим подсчетам, общий объем государственных и частных инвестиций по программе в 2013–2020 годах может превысить 28,6 трлн рублей, уточнил в четверг глава Минэнерго Александр Новак.
Основная часть финансирования приходится на внебюджетные источники. «Планируемый объем финансирования программы из госбюджета до 2020 года составит 105 млрд рублей, из региональных бюджетов — 562 млрд рублей, из внебюджетных источников — 28 трлн рублей», — сказал Новак. По его словам, бюджетные средства потребуются по двум основным направлениям: реализация программ повышения энергоэффективности, примерно по 7 млрд рублей в год, как это было и в предыдущие годы, и завершение реструктуризации угольной промышленности. «Здесь бы я хотел отметить, что пока по программе у нас предусмотрены средства только на 2013 год», — добавил министр.
Ключевым показателем программы является снижение энергоемкости ВВП на 40%. По словам министра, это возможно за счет целевых соглашений с крупными промышленными потребителями по снижению энергоемкости производства, запрета на использование неэффективных технологий и других мер. Но в 2011 году энергоемкость ВВП России сократилась на 2,2%, из них вклад мероприятий программы – 1,5%.
Экономия первичной энергии отстает от плана на 56%. За два года целевой уровень не достигнут ни в одной из отраслей, свидетельствуют материалы ведомства. Больше всего отстают промышленность, транспорт, бюджетная сфера – там достигнуто менее половины показателей. Если тенденция сохранится, то к 2020 году энергоемкость ВВП снизится на 20–22%.
«Выход на снижение показателя энергоемкости позволит увеличить, по оценкам экспертов, ежегодный рост ВВП примерно на 2%», — добавил Новак.
Конечной декларируемой целью программы является надежное обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования и снижение антропогенного воздействия ТЭК на окружающую среду. До четверти предполагается увеличить число инновационных организаций, а доля затрат на технологические инновации должна вырасти на 2,5%. Снижение выбросов парниковых газов к 2020 году, согласно программе, должно составить 393 млн т экв. СО2. Помимо прочего, к 2014 году в России должны отказаться от ламп накаливания.
Часть положений программы, по словам чиновников, еще будет доработана. «Это модели рынка электроэнергии и тепловой энергии, это программа Дальнего Востока и это дополнительные инструменты стимулирования повышения энергоэффективности, расширения конкуренции, которые позволят достичь целевых показателей», — уточнил вице-премьер Аркадий Дворкович. Он отметил, что по ним еще предстоит принять решения приблизительно в течение трех месяцев.
В феврале этого года представители Счетной палаты по результатам мониторинга реализации госпрограммы по энергосбережению и повышению энергоэффективности отметили, что программа требует «актуализации целей и задач с учетом новых концептуальных и программных документов в области электроэнергетики». По оценке СП, технические и технологические мероприятия по энергосбережению проводятся крайне низкими темпами.
Состояние основных фондов энергетических организаций не имеет тенденции к улучшению, степень износа оборудования на ряде объектов энергетики достигает 60–65%. Счетная палата указывала, что, в соответствии с указанной госпрограммой, фактически реализуемой с 2011 года, объем финансирования мероприятий на прошлый год предусматривался в размере 611 млрд рублей.
Не было обеспечено финансирование программы на сумму более 246 млрд рублей, или 40%.
Причиной этого стало недостаточное внебюджетное финансирование со стороны энергетических компаний и других частных юридических лиц, заключило ведомство.
«Пока это больше набор лозунгов, источники финансирования программы по-прежнему не определены. Государственное софинансирование, создание соответствующей инфраструктуры предусмотрено лишь в малых объемах, проектное финансирование не развито, — рассуждает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — С другой стороны, практически нет мер стимулирования бизнеса на инвестиции в этом направлении, льготы по налогу на ввоз энергоэффективного оборудования оказались не слишком эффективны. А принятия техрегламентов недостаточно».