Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Лукашенко платит как хочет

Белоруссия стала сама назначать цену за российский газ

Белоруссия недоплачивает за российский газ, долг республики уже составляет почти $200 млн, а к концу года может достигнуть $600 млн. Дело в том, что республика платит за «голубое топливо» цену, которая нравится ей самой. По словам экспертов, заставить Александра Лукашенко одуматься могут только серьезные экономические санкции.

Долг Белоруссии за российский газ продолжает расти. Это происходит из-за того, что Белоруссия платит за газ не по контрактной цене, а по цене, которую республика сама для себя определила в одностороннем порядке, рассказал официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. За январь ― март текущего года задолженность белорусской стороны выросла до $137 млн. Однако Белоруссия явно не собирается одумываться.

«Сегодня был очередной платеж, долг возрос еще на $55 млн ― до $192 млн», ― сообщил в пятницу Куприянов. По его словам, если так будет продолжаться и дальше, то к концу года задолженность Белоруссии достигнет $500―600 млн.

В первом квартале установленная цена российского газа для Белоруссии составляла $168,7 за 1 тыс. кубометров, во втором она выросла до $184. Однако белорусская сторона с первого квартала платит по среднегодовой цене прошлого года ― $150 за 1 тыс. кубов. Именно такую цену республика просила сохранить для нее и на первый квартал 2010 года, но Россия на это не пошла.

В этом году Россия должна поставить Белоруссии 21,5 млрд кубометров ― исходя из этих объемов «Газпром» и прогнозирует рост долга. «Складывающейся ситуацией мы очень озабочены», ― заявил представитель «Газпрома».

Как видно, России не помогает даже то, что «Газпром» стал владельцем половины «Белтрансгаза», а ведь именно для контроля над газовыми и финансовыми потоками и задумывалось вхождение российской монополии в капитал белорусской компании.

Впрочем, решения об оплате принимает не только и не столько «Белтрансгаз», они согласовываются на уровне президента, напоминает аналитик ИК «Универ Капитал» Дмитрий Александров. А Александр Лукашенко известен своими изобретательными подходами.

Например, в 2007 году Белоруссия ввела беспрецедентную меру, не имеющую аналогов ни в одной стране мира, ― экспортную пошлину за прокачку российской нефти через белорусскую территорию ($45 за тонну). Причем никакого отношения к собственно плате за транзит эта пошлина не имела. Москва платить отказалась, вследствие чего Минск перекрыл транзит российской нефти. Инцидент был исчерпан лишь после телефонного разговора Владимира Путина и Александра Лукашенко, в результате которого пошлины были отменены.

А в 2010 году Белоруссия начала новый спор с Россией: сначала стороны не могли договориться об условиях поставок нефти (Белоруссия хотела, чтобы нефть поставлялась с экспортной пошлиной в 35% от полной, как это было в 2009 году), а затем, когда соглашение о поставках было заключено на условиях России (6,3 млн тонн для внутреннего потребления Белоруссии ― без пошлин вообще, остальные около 15 млн тонн ― со 100-процентой пошлиной), Белоруссия начала обвинять Россию в несоблюдении соглашения по поставкам нефтепродуктов и даже подала против России иск в Экономический суд СНГ. Она ссылалась на межправительственные соглашения 1992 и 1995 годов, согласно которым товарооборот между нашими странами должен происходить без применения экспортных пошлин (за исключением сырой нефти, которая пошлинами частично облагается). В настоящее время этот иск находится на рассмотрении суда, цена вопроса, по оценке рынка, ― около $700 млн.

И вот теперь всплывают проблемы с оплатой газа. В случае неуплаты долга монополия вправе применить к Белоруссии санкции, например, ограничить поставки. По словам заместителя гендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина,

санкции ― едва ли не единственный способ как-то повлиять на Лукашенко. «В следующем году в Белоруссии президентские выборы, и Лукашенко нужна экономическая стабильность в стране,

― поясняет Макаркин. ― Поэтому угроза мероприятий, которые могут ему испортить предвыборную программу, способна заставить его прислушаться к требованиям российской стороны».
Правда, у Лукашенко есть свой козырь: России нужно, чтобы Белоруссия вступила в Таможенный союз. Однако сейчас позиция белорусского президента более уязвима, чем Кремля:- выборы для него важнее, чем для России ― участие Белоруссии в Таможенном союзе.

Новости и материалы
Ставший военкором актер «Виват, гардемарины!» опубликовал фото из госпиталя
В Грузии обвинили США в выделении денег на «революционные сценарии»
На Урале таксист после конфликта с пьяными пассажирами обрызгал их перцовкой
В квартире азербайджанца, ударившего ножом москвича, нашли 44 млн рублей и $300 тысяч
Врач рассказала о пользе «вредного» усилителя вкуса
Диетолог Чухачева: усилитель вкуса глутамат натрия помогает оздоровить диету
В Госдуме назвали еще один вариант использования маткапитала
Посольство США в Израиле ограничило личные поездки госслужащих
В провинции Ирана не зафиксировали повреждений после срабатывания ПВО
Трамп задался вопросом по поводу выделения помощи Украине от США
Шойгу потребовал нарастить темпы производства защиты для танков
Экс-футболист Широков: даже слепой понимает, что «Спартаку» нужен российский тренер
В Омской области начали производить новые тяжелые огнеметные системы
Бывший вице-президент США оправдал выделение помощи Украине угрозой от Путина
Подруга Пугачевой рассказала о трудностях жизни певицы за границей
Двое летчиков упавшего в Ставропольском крае самолета доставлены в больницу
Савичева выразила поддержку людям, вынужденным выселяться из-за наводнения
На Урале школьник сорвался в обрыв с заброшенного моста и сломал позвоночник
Шойгу проверил производство танков и ТОС в Омской области
Все новости