Еще в начале этого лета топливный сбор составлял около 30–40 евро для большинства направлений перелетов. Из-за резкого роста цен на нефть авиакомпании вынуждены периодически поднимать стоимость сбора, таким образом, с 1 августа произойдет очередное подорожание авиабилетов. Размер подорожания, естественно, различается в зависимости от направления. Так, по данным «Интерфакса», за перелет до курортов Хорватии и Туниса придется доплачивать 80 евро, Болгарии — 50 евро, Марокко — 60 евро. При постоянно дорожающем сырье многие чартерные рейсы в Турцию с середины июля оказались вынуждены ввести топливные сборы: на рейсах Москва — Анталья и Москва — Бодрум в среднем $40.
Однако рекордно высоким стал топливный взнос в одном из самых популярных в России туристических направлений — Египте.
С 1 августа каждый пассажир, отправляющийся в Хургаду, должен заплатить 90 евро дополнительно к стоимости авиабилета, то есть более $140. Таким образом, билеты в популярные среди россиян Турцию и Египет резко подорожали. Учитывая низкие цены на «горящие» путевки в этом направлении, для многих туристов это будет означать, что отдохнуть за границей у них не получится.
Впрочем, снижение туристического потока специалисты отмечают еще с начала мая — тогда надежды туроператоров на всплеск поездок за рубеж не оправдались из-за резко выросшего курса евро и, соответственно, подорожавший туров. Ажиотажа не было и в июне, несмотря на небольшие четырехдневные выходные с 12-го по 15-е числа.
В июле на ситуации в туристической отрасли негативно сказалось банкротство туроператора «Детур».
В итоге к августу игроки рынка вынуждены зафиксировать общее падение спроса. «В этом сезоне вообще по всем направлениям демонстрируется спад потока туристов, и это у всех туроператоров так. Мягко говоря, не очень удачный сезон, — сетуют в группе компаний «Спектрум». — Топливные сборы повышаются из сезона в сезон, а в этом году бывает, что даже каждые две недели, и естественно, что туристов становится чуть меньше».
Число туристов снижается в основном за счет людей со средним заработком. «Для тех наших клиентов, которые покупают туры «экономкласс», это повышение топливного сбора, например, в Болгарию до 50 евро очень значительно. Были случаи, что люди отказывались из-за подорожания от поездки или выбирали другое, недорогое направление, в основном Россию, Анапу, Геленджик, а также Крым», — рассказывают в бюро путешествий «Ориент», отмечая, что
на этот август количество желающих поехать в Болгарию снизилось по сравнению с прошлым годом процентов на 15.
«Сейчас недорогой тур в Болгарию на август на неделю для двух взрослых обойдется в $1200–1300 уже с учетом подорожавших авиабилетов», — добавляет представитель «Ориента».
Другой российский туроператор — «Экспресс Лайн» — резкого спада в потоке туристов на популярные направления отдыха не замечает. «Но и ажиотажа тоже нет, — говорит начальник отдела рекламы и маркетинга компании Михаил Ребенко. — В целом на число клиентов, на поток туристов повышение топливного сбора и подорожание авиабилетов не так сильно повлияли». В уменьшении интереса туристов к традиционно популярным в России Египту, Турции и Болгарии могут играть роль другие факторы: «российский турист стал более «профессиональным», хорошо представляет, где, что и за сколько ему предлагают». «По сравнению с прошлым годом выросла популярность Китая (в частности на о. Хайнань) — рост числа туристов примерно на 20%. Также большей популярностью стали пользоваться автобусные туры по Европе — рост около 18%», — говорит эксперт.