«Газпром» и СУЭК официально заявили об отказе от сделки по созданию совместного предприятия (СП), объединяющего энергоактивы обеих компаний, общая рыночная стоимость которых более $16 млрд. «Дочерние компании газового монополиста отзывают ходатайства в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), связанные с приобретением 50% плюс 1 акция в капитале СУЭКа», — объявили участники несостоявшейся сделки. Официально причиной решения называется «неопределенность в отношении динамики рынков электроэнергии и мощности, объемов выполнения инвестиционных программ в энергогенерации и развитии сетевой инфраструктуры», что «затрудняет точную и корректную оценку потенциальной рыночной силы компании».
Теперь компании будут реализовывать свои проекты в энергетике самостоятельно.
О возможном создании СП СУЭК и газовая монополия объявили еще в начале прошлого года. Тогда это вызвало бурную критику многих участников рынка, предупреждающих, что объединение грозит появлением на энергетическом рынке мощного монополиста, контролирующего и поставки топлива для ТЭЦ, и сами электростанции. Особенно резко против слияния энергоактивов угольщиков и газовиков выступали руководитель ФАС Игорь Артемьев и главный идеолог реформы энергетики Анатолий Чубайс, даже назвавший создание СП «большой ошибкой» государства.
Такое слияние могло нарушить всю логику реформы электроэнергетики, предполагавшую передачу тепловой генерации от государства в частные руки, а не в руки другой госмонополии.
Кроме того, газовики и угольщики никак не могли договориться о формате слияния и о механизме управления СП (сделка фактически подразумевала поглощение СУЭКа газовым монополистом), из-за чего объединение неоднократно откладывалось. «Похоже, что компаниям так и не удалось тогда уладить технические вопросы, касающиеся структуры управления совместным предприятием», — отмечает аналитик «Арбат Капитал» Виталий Громадин. Кроме того, ФАС грозила наложить серьезные поведенческие рекомендации на эту сделку, предполагающие, в том числе, продажу целого ряда активов стороннему инвестору.
Однако, несмотря на все эти препятствия, еще совсем недавно слияние компаний считалось делом решенным. В феврале этого года тогда еще первый вице-премьер и кандидат в президенты Дмитрий Медведев заявил, что создание СП выгодно и для государства, и для акционеров «Газпрома» и СУЭКа. Смысл этого объединения, по его словам, в том, что «Газпром» «заинтересован в получении дополнительных возможностей в угольной энергетике». «Газпром» – не только газовая компания, но и энергетическая», – со знанием дела заявил тогда будущий президент.
Однако теперь ситуация изменилась. «С приходом Медведева государство начало активно провозглашать курс на развитие конкуренции, либерализации российских энергетических отраслей, — объясняет замглавы Центра Политических Технологий Алексей Макаркин. — В этой ситуации до бесконечности накачивать ресурсами «Газпром» значит подставлять себя под сильную критику со стороны, в том числе, и Запада, давать повод лишний раз указать на расхождение между словами и реальным положением вещей».
Поэтому в данном случае, по словам эксперта, это самоограничение призвано послужить доказательством серьезности инициатив Кремля.
«Что касается «Газпрома», то у него и без того достаточно активов, как профильных, так и непрофильных», — считает Макаркин.
С тем, что «Газпром» не остался в накладе, соглашаются и отраслевые эксперты. «Для газового монополиста эта новость нейтральна: он фактически ничего не потерял, — говорит аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Ирина Филатова. — Кроме того, весьма вероятно, что его сотрудничество с СУЭК просто примет новые формы». «Зато такое решение положительно скажется на отечественном рынке электроэнергии: отказ от слияния действительно существенно снижает риск монополизации отрасли», — уверен эксперт Альфа-Банка Александр Корнилов. Положительно это и для СУЭК: с учетом роста цен на уголь выход на первичное размещение компании именно как независимого, частного, а не государственного игрока, может привлечь к ней больше инвесторов, полагает эксперт.