Переход с бумажных на электронные билеты (e-ticket) считается одной из самых существенных возможностей сократить расходы авиакомпаний. Специалисты IATA (Международная ассоциация гражданской авиации) ожидают, что в результате расходы перевозчиков снизятся на $9 с пассажира благодаря исчезновению фирменных бланков и необходимости их обработки. Кроме того, нововведение должно упростить жизнь пассажиров:
электронный билет нельзя потерять или украсть – основная информация надежно сохранена в электронной базе авиакомпании, для регистрации на рейс достаточно предъявить паспорт.
Электронные билеты российские авиакомпании начали предоставлять пассажирам около полутора лет назад. В первую очередь этим озаботились авиакомпании – члены IATA — это «Аэрофлот», ГТК «Россия», S7, «Трансаэро», «Владивосток аэро» и «Волга-Днепр». Все они заверяют, что подготовка к полному внедрению e-ticket прошла успешно. «Необходимые соглашения с партнерами на предмет использования электронных технологий подписаны, проведены тесты, выполнены все другие меры для перехода на электронный билет», — сообщил замгендиректора «Аэрофлота» Сергей Кирюшин в конце мая. По его словам, со времени начала работ по этой программе уже продано более 700 тыс. электронных билетов.
Действительно, российские пассажиры довольно быстро привыкают к электронным билетам. «С момента внедрения технологии наблюдается стабильный рост продаж электронных билетов, — отмечают в S7. — В апреле 2007 года доля е-ticket составляла 0,2% от всех проданных авиабилетов S7 Airlines, а в апреле 2008 года этот показатель превысил 30%».
Внедрение новой технологии не обошлось без помех. Широкое распространение e-ticket в России тормозилось, во-первых, законодательной бесправностью электронного билета как документа, во-вторых, слабой технической подготовленностью аэропортов к обслуживанию электронных билетов.
Первая проблема решилась быстро. В 2007 году электронный билет был легализован российским законодательством, то есть теперь его распечатку можно предъявлять в бухгалтерию в качестве документа строгой отчетности.
Такая мера актуальна для крупных авиакомпаний, среди клиентов которых бывает до 60% командированных, которые в обязательном порядке нуждаются в документе строгой отчетности.
Документами для отчёта за командировку, согласно распоряжению Министерства финансов от 17.07.2007 г. №03-03-06/4/99, служат маршрутная квитанция электронного билета и оригиналы посадочных талонов.
С техническим оснащением аэропортов получилось сложнее, большинство финансовых расходов легло на авиаперевозчиков. Коммерческий директор «Аэрофлота» Алексей Сидоров заверил, что 113 аэропортов, куда летает «Аэрофлот», к 1 июня будут принимать электронные билеты, однако для обеспечения этого авиакомпании были вынуждены тратить собственные деньги на дооснащение аэропортов. То же «Газете.Ru» рассказала и представитель S7 Ирина Колесникова: «Установка в аэропортах программного обеспечения для регистрации электронных билетов затратна, не все аэропорты могут ее предоставить, часто установкой занимается сама авиакомпания».
Требования IATA касается именно международных рейсов, тем не менее технология е-ticket все больше используется и для местных перелетов. Впрочем, до полного перехода на безбумажные технологии еще далеко — не все региональные аэропорты готовы к обслуживанию пассажиров с электронными билетами. И для пассажиров, не доверяющих новым билетам, будет сохранена возможность обменять маршрутную квитанцию на классический бумажный билет, хотя за такую услугу перевозчики намерены ввести небольшой сбор.