Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Кризис замкнет МКАД

Проекту развития МКАД и прилегающей территории мешает экономический кризис

Даниил Ломакин 26.02.2016, 14:31
__is_photorep_included8094665: 1

Власти Москвы готовятся к новой масштабной реконструкции МКАД. В ходе работ прилегающие территории начнут застраивать домами и офисами. Как выяснила «Газета.Ru», процесс согласования плана развития территорий мог затянуться из-за экономического кризиса, который осложнил задачу властей по достижении договоренностей с инвесторами. Кроме того, разработчики столкнулись и с юридическими проблемами в области землепользования.

Столичное правительство заявило о планах утвердить в течение текущего года территориальную схему развития МКАД. «Комплексное развитие МКАД — новый глобальный проект, к которому мы приступим в этом году после утверждения территориальной схемы», — заявил заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин.

Он отметил, что на сегодняшний день порядка 200 въездов и выездов на МКАД не соответствуют нормам безопасности — их начнут приводить в порядок. Помимо этого, на некоторых развязках МКАД появятся дублеры, общая протяженность которых пока неизвестна. В общей сложности проект развития кольцевой дороги предполагает строительство порядка 200 км новых дорог вокруг МКАД.

Главной задачей этого проекта власти называют снижение загруженности МКАД. Например, в рамках проекта будут построены разгонные полосы у 12 транспортных развязок МКАД. Основная проблема нынешнего кольца, по мнению властей, — клеверные развязки.

Чиновники поясняют, что, если поток машин растет и блокируется один въезд, движение останавливается и на остальных. Поэтому вместо развязок клеверного типа будут строиться развязки с направленными съездами. Предполагается, что пропускная способность при этом увеличится на 25–30%.

В рамках глобального развития МКАД предполагается не только дорожное строительство и реконструкция, но и развитие прилегающих территорий.

Территорию вокруг кольца планируют застроить жилыми и коммерческими зданиями.

«Это необходимо для того, чтобы создать большее число рабочих мест. В этом случае люди смогут работать вблизи своего жилища», — поясняли столичные чиновники.

На реализацию проекта по развитию МКАД в мэрии отводят срок от пяти до десяти лет. Что касается финансовых затрат, то в прошлом году стоимость проекта оценивалась чиновниками в 100 млрд руб.

Сроки постоянно сдвигаются

Известно, что проект будет финансироваться в основном из бюджетных средств. Лишь порядка 10% (около 20 км) дорог может быть построено на деньги бизнеса. Так, компании, желающие построить что-либо у МКАД, московские власти обязывают взять на себя и строительство дороги. «Это могут быть небольшие участки от 500 м до 1 км», — пояснял ранее Хуснуллин.

Глава департамента развития новых территорий Владимир Жидкин, в свою очередь, утверждал, что инвесторы вложат в реконструкцию МКАД примерно 11 млрд руб., а принципиальные договоренности об инвестициях достигнуты более чем с десятью компаниями, чьи объекты расположены вблизи кольцевой дороги.

Примечательно, что сроки согласования проекта уже переносились несколько раз — изначально он должен был быть одобрен еще летом прошлого года. По словам источника «Газеты.Ru» в транспортном комплексе Москвы, одна из причин — экономический кризис.

«Никто из владельцев бизнеса, тех, кто работает на прилегающих к МКАД территориях, в текущей экономической ситуации не хочет просто так отдавать крупные суммы на строительство и реконструкцию дорог,

— говорит источник. — Переговорами по этой теме занимаются чиновники из депстроя. Они пытаются убедить предпринимателей, что такого рода инвестиции выгодны не только городу, но и им самим».

По информации собеседника, сам проект планировок был готов еще в прошлом году. «Тем не менее НИиПИ Генплана Москвы довольно долго его «рисовал», — поясняет он. —

Когда работа только начиналась, никто не предполагал, что вокруг МКАД окажется такое количество собственников, с которыми придется согласовывать проект. Кроме того, у собственников на руках было много совершенно разных разрешительных документов на те съезды-выезды, которые они обустраивали. При это никто не понимал, насколько все эти документы законны».

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин также отмечает, что сложность реконструкции МКАД связана в первую очередь с юридическими вопросами землепользования. «Яркий пример — права на земли вокруг станций метро в центре Москвы, — пояснил «Газете.Ru» он. — Вокруг МКАД такая же ситуация, только помноженная на масштабы больших инвестиционных проектов».

Что касается самой реконструкции, то, по словам Блинкина, разгрузить МКАД можно существенно сократив количество примыканий к ней. «Сегодня их число для дороги такой категории просто зашкаливает. Поэтому тут нужны стандартные меры — все примыкания надо уводить от так называемой экспрессной части МКАД в коллекторы — боковые дорожки».

Экономический кризис и МКАД

«Финансовая ситуация в стране не позволит запустить серьезный проект по реконструкции МКАД, — полагает гендиректор ЦИТИ Михаил Барышев. — Но те меры, которые принимаются сейчас, а именно выделение некоторых съездов в отдельные полосы, положительно сказываются на пропускной способности дороги».

О влиянии экономической ситуации на судьбу проекта ранее, еще летом прошлого года, говорил и Хуснуллин. «Конечно, экономическая ситуация несколько наши планы притормозила, потому что еще год назад, два года назад инвесторы охотно соглашались участвовать в такой работе», — жаловался чиновник. Сейчас, конечно, это несколько сложнее, но никто из крупных инвесторов не отказывается от этих планов. В частности, по его словам, договоренности об инвестициях в реконструкцию въездов и выездов были достигнуты с владельцами крупного торгового центра «Вегас» в «Крокус Сити» и торгового объекта «Славянский мир», расположенного на пересечении МКАД и Калужского шоссе.

История МКАД

Планирование строительства кольцевой дороги вокруг Москвы началось еще в 30-е годы XX века. Само строительство, начатое в 1956 году, было закончено в 1962-м. Тогда дорога почти ничем не напоминала существующую транспортную артерию. Проезжая часть представляла собой две бетонные полосы в каждом направлении. Роль разделителя потоков выполняли зеленые насаждения. В левом ряду скорость движения была не менее 70 км/ч, а в правом ограничивалась 60 км/ч. Освещения на трассе не было.

Ввиду резко возросших транспортных потоков и повышенной аварийности дороги власти Москвы задумали глобальную реконструкцию МКАД. Она была начата Юрием Лужковым в 1994 году. За пять лет магистраль была существенно расширена и благоустроена. В марте 2010 года власти Москвы заявили о планах дальнейшего расширения трассы, а также строительства дублеров. Аналогичные заявления постоянно звучали и после прихода осенью 2010-го Сергея Собянина.