«Автоюристы разувают страховщиков»

Что изменилось в страховании за первый квартал 2015 года

Алина Распопова 24.04.2015, 11:33
Максим Кимерлинг/ТАСС

На 32% больше стали в среднем получать попавшие в ДТП водители по полису ОСАГО — 42 224 руб. При этом средний размер страховой премии вырос с 3333 до 4310 руб., а количество заключенных полисов ОСАГО почти не изменилось. Такие данные привели в Российском союзе автостраховщиков, подводя итоги первого квартала текущего года. В дальнейшем они намерены усилить борьбу с «черными» автоюристами и провести консультации для судей в проблемных регионах.

По оценкам страховщиков, страховые выплаты по ОСАГО растут, а страховые премии повышаются в пределах допустимого. «Газета.Ru» оценила отчет Российского союза автостраховщиков (РСА) об итогах работы в первом квартале 2015 года и выбрала пять главных изменений и трендов, которые произошли в отрасли за это время.

Средний размер выплаты по ОСАГО вырос на 32%

Средняя сумма выплат по ОСАГО в первом квартале 2015 года составила 42 224 руб. Именно такую компенсацию в среднем получил каждый водитель, попавший в ДТП.

Это на 32% выше, чем за аналогичный период прошлого года, когда автовладельцам в среднем выплачивали 31 876 руб.

Причиной таких изменений стало увеличение в октябре 2014 года лимитов по имуществу до 400 тыс. руб. Такие данные привел президент РСА Игорь Юргенс на брифинге по итогам заседания президиума союза. Возрос и средний размер страховой премии: с 3333 руб. в первом квартале 2014 года он поднялся на 29%, до 4310 руб. Основной причиной увеличения премий, по оценке Юргенса, стало повышение тарифов по ОСАГО в октябре 2014 года.

Количество заключенных договоров по ОСАГО сократилось всего на 1%

В первом квартале 2015 года вступило в силу 8 530 132 договора по оформлению полиса ОСАГО. Это всего на 126 422 договора меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Как пояснил Юргенс, дело в общем экономическом положении в стране. При этом он подчеркнул, что на фоне других участников авторынка, к примеру дилеров и автопроизводителей, положение страховщиков остается весьма уверенным.

Страховых премий было начислено на 27% больше: за оформление полисов водителям за первые четыре месяца года пришлось отдать 36 767 091 руб., в то время как за аналогичный период в прошлом году страховщики собрали не более 28 851 848 руб.

Всего по страховым случаям было выплачено на 40% больше

Общая сумма в размере 26 471 557 руб. была выплачена российским водителям в первом квартале 2015 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она возросла на 40%: тогда водители получили всего 18 854 720 руб.

Комментируя данные статистики, Юргенс отметил, что главным трендом является существенный рост выплат и он будет только нарастать по результатам второй волны увеличения лимитов по жизни и здоровью, а также расширения круга получателей возмещений.

«Считать финансовый результат страховых компаний, просто вычитая из собранной премии сумму выплат, некорректно, — отметил президент союза. —

Во-первых, убыток по договору, заключенному в определенном календарном периоде, может произойти в другом периоде, например в следующем году. В этой связи из собранной премии страховщики формируют резервы, из которых осуществляются страховые выплаты. Резервы — это не прибыль страховщика, а будущие выплаты. Поэтому их необходимо учитывать при определении финансового результата страховой организации. Во-вторых, за счет добросовестных участников рынка осуществляются выплаты из компенсационного фонда за компании-банкроты. Наконец, часть премии за неистекший период может быть возвращена страхователю, например, при продаже автомобиля. Помимо выплат страховщики осуществляют и расходы на ведение дела».

Глава РСА заявил, что готов к сотрудничеству со всеми правозащитниками и общественными деятелями в рамках новой рабочей группы по проблемам автотранспорта.

«У нас давно была идея о том, чтобы защитники прав автовладельцев включались в наши процессы, чтобы у них не было аргументов, которые иногда вызывают улыбку, а иногда раздражение, — сказал Юргенс. — К примеру, есть такой аргумент: «Вы собрали столько, а выплатили столько — а остальное уворовано». Так, Федерация автомобилистов России (ФАР) любит оглушать такой информацией. По этой причине на специальном заседании совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека было принято решение создать рабочую группу по проблемам автотранспорта, БДД и соблюдения прав автовладельцев».

Отметим, что председателем группы назначен сам Игорь Юргенс.

Говоря о тарифах, в РСА отметили, что многие забывают о коэффициенте «бонус-малус» (КБМ), по которому многие водители получают скидки. Так, по договорам, заключенным в 2014 году, по данным РСА, 35 млн водителей имеют понижающий КБМ менее 1, половина из них, 17,5 млн, имеют КБМ от 0,5 до 0,75, что говорит о том, что как минимум 17,5 млн человек ни разу не были виновниками ДТП.

3,6 млн вообще имеют КБМ 0,5.

Страховщики стали возвращаться в регионы

В свою очередь исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев обратил внимание на то, что РСА последнее время работал над проблемой доступности полиса ОСАГО для граждан.

«Мы понимали, что проблема есть, и стали регулярно мониторить продажи полисов в 20 самых проблемных регионах, проверять, реализуют ли страховщики полисы, — сказал Уфимцев. — И они действительно стали более активно их продавать, даже до повышения тарифов по ОСАГО, когда в офисы страховых компаний хлынули очереди желающих оформить полисы ОСАГО».

Страховщики стали возвращаться в регионы, а после повышения тарифов количество жалоб на навязывание дополнительных услуг или отказы в заключении договоров снизилось в два раза.

Борьба с автоюристами

Разбираться с «черными» автоюристами, специализирующимися на судебных тяжбах со страховыми компаниями, пообещали эксперты РСА. Для этого они намерены в рамках рабочей группы «вырабатывать методы для борьбы с автоюристами, а также готовить разъяснения для судей, работающих в краевых судах». Одним из самых проблемных регионов Уфимцев назвал Краснодар.

«В Краснодаре страховщики пытаются выстроить свою работу, но регион проблемный, — отметил Уфимцев. —

Там автоюристы просто разувают страховщиков, происходит оголтелое вымывание денег из страховых компаний.

К примеру, стоимость экспертизы, которую проводили эти псевдоюристы в прошлом году, составляла 12 тыс. руб., а в этом — уже 20 тыс. руб. Затем эта сумма взыскивается со страховщиков. Они работают следующим образом: им переуступается право требования выплаты по ОСАГО, они выигрывают суды и исчезают, закрывают свои конторы и открывают другие. Потом страховщик выигрывает суд в свою пользу, но деньги получить не с кого».