Топ-менеджмент Nissan опасается кризиса в японском автопроме из-за чрезмерного укрепления национальной валюты. Как заявил во вторник исполнительный директор компании Тошиюки Сига, которого называют также главным автомобильным лоббистом в Японии, резкое укрепление курса иены может ослабить конкурентоспособность автопроизводителей и поставщиков комплектующих, сообщает агентство Reuters.
«Мы можем говорить о том, что резкое повышение курса иены может повредить нашим доходам, и мы обеспокоены этим, — отметил Тошиюки Сига, занимающий также пост председателя Ассоциации автопроизводителей Японии (JAMA). – Я испытываю огромное «чувство кризиса» в связи с сильной иеной».
По его словам, Nissan, как и многие другие японские автопроизводители, рассчитывали, что в ближайший финансовый год (заканчивается 31 марта 2011 года) американский доллар будет стоить 90 иен, однако в октябре был побит 15-летний рекорд — цена доллара снизилась до 80,41 иены.
Из-за высокой стоимости национальной валюты японские компании либо несут потери на экспортных рынках, где стоимость автомобилей рассчитывается в долларах, либо вынуждены повышать цены.
По словам Тошиюки Сига, в краткосрочной перспективе Nissan может снизить экспорт, чтобы справиться с негативными последствиями усиления национальной валюты. Однако в долгосрочной перспективе компании необходимо ускорить перемещение производства за рубеж. В текущем финансовом году Nissan рассчитывает изготовить в Японии порядка 1,1 млн автомобилей, пишет Wall Street Journal.
Ранее японские СМИ сообщили, что корпорация Toyota может прекратить производство модели Corolla в Японии для экспортных поставок, а производство этого автомобиля для внутреннего рынка сосредоточить на одном заводе в префектуре Мияги. По информации агентства Kyodo, данную меру корпорация запланировала на 2013 год. Тем не менее Toyota планирует собирать в Японии ежегодно порядка 3,2 млн автомобилей.
Как отмечает японское издание Yomiuri, в случае изменения курса иены по отношению к доллару на 10 иен корпорация Toyota должна потерять за полугодие порядка 150 млрд иен (более $1,8 млрд). Тем не менее по итогам финансового года Toyota рассчитывает продемонстрировать операционную прибыль на уровне 330 млрд иен.
При этом в сентябре 2010 года общемировое производство автомобилей Toyota снизилось впервые за 12 месяцев, что связано с падением рынков в Америке, Японии и Европе. За месяц корпорация выпустила 672 604 автомобиля, что на 1,3% меньше, чем годом ранее, сообщает Bloomberg.
Honda в то же время увеличила мировое производство на 9,2%, до 328 368 автомобилей, а Nissan вырос на 27%, до 395 658 авто.
На чрезмерно сильную национальную валюту, которая вынуждает нести убытки на экспортных рынках, жалуется и Mazda. В интервью Automotive News глава компании Такаши Яманучи заявил, что Mazda борется с высоким курсом иены по отношению к доллару путем снижения затрат. При этом какого-то основного пути не существует, а эффект достигается по итогам множества различных действий.
«Мы стремимся к достижению более эффективных операций за счет снижения постоянных и переменных затрат, не оставляя ничего «сокровенного». На деятельность по ликвидации расходов не существует никаких ограничений», — отметил Яманучи.
На европейском рынке большинство японских автопроизводителей в 2010 году оказались «в минусе»: по данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), по итогам трех кварталов продажи Toyota в Европе снизились на 16,5%, до 440,1 тысячи машин, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, Honda потеряла 25,2% (продано 139,5 тысяч автомобилей), Mazda – 11,3% (продано 139,2 тысячи машин). «В плюсе» лишь Nissan: с января по сентябрь в Европе продано около 296 тысяч автомобилей, что на 15,5% больше, чем годом ранее.
Однако эксперты ожидают, что 2010 год может стать рекордным по объемам общемирового производства автомобилей и восстановлению складских запасов.
«В связи с неопределенностью перспектив развития ведущих мировых автомобильных рынков достижение рекордного объема сборки автомобилей в 2010 году еще год назад казалось невозможным. Перспективы развития сегмента сборки автомобилей будут связаны с быстроразвивающимися рынками и, в частности, странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай)», — отмечает партнер по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Наталия Щербакова.