Ford продал Volvo китайцам. Теперь шведский премиум-бренд принадлежит компании Geely, которая выложила за него $1,8 млрд. Китайцы планируют вложиться в развитие своей новой марки и потратить на это еще $900 млн. При этом они обещают, что не будут использовать технологии компании для развития собственных моделей. Удастся ли им сдержать слово, покажет время. В то же время Spyker уже обнародует первые планы по недавно купленному Saab. Возможно, модели этой марки будут собирать в Калининграде. Предполагаемый объем производства – 10 000 в год. Чтобы сэкономить на разработках, Mazda договорилась с Toyota о передаче гибридных технологий. А Daimler обменяется платформами с альянсом Renault-Nissan. Но пока немецкая компания опровергает появившиеся слухи о продаже Maybach китайцам.
За одну неделю автомобильный мир изменился довольно сильно. А после года кризиса, когда из-за экономических проблем автопром превратился в барахолку, его просто не узнать.
В условиях грозящего банкротства крупнейшие концерны вроде Ford и General Motors начали распродавать марки, которые они собирали и накапливали десятилетиями. И если Volvo и Saab пристроить удалось, а вокруг Opel и вовсе разгорелся аукцион, то, например, Hummer канул в лету. Китайцы долго кружили вокруг американской легенды, но в последний момент сделка с Sichuan Tengzhong не получила одобрения китайских властей.
Fiat попытался занять позицию мирового лидера, купив концерн Chrysler с тремя его марками – Chrysler, Dodge и Jeep. Но пока от этого приобретения у компании одни убытки. Чтобы сделать марки прибыльными, нужно всерьез модернизировать модельный ряд и технологии. Чтобы изыскать средства, Fiat придется сократить 5000 рабочих и уменьшить издержки.
Кроме того, автокомпании активно объединяются на почве производства. Говорить о самобытности той или иной модели чаще всего уже не приходится. На российском рынке вообще планируется выпуск сразу трех или четырех моделей разных марок, созданных на одной и той же платформе Renault. Все они должны стоить меньше $10 000 и производиться в России. Помимо московских Logan и Sandero, схожие модели под брендами Lada и Nissan собираются выпускать на «АвтоВАЗе».
В таких условиях автомобильная конкуренция становится похожей на конкуренцию сладкой воды Cola, Fanta, Sprite или шоколадок Mars, Snickers, Twix.
Вы какой Logan предпочитаете? С орешками или без?
Но в нынешних условиях у компаний просто нет выбора. Разработка собственной модели с нуля стоит в среднем $1 млрд. Это без запуска производства, рекламной кампании и продвижения автомобиля на рынке. С учетом падения спроса, выросших долгов и кризиса перепроизводства, идти по этому пути – значит подписаться на неотвратимое банкротство.
Клиент начинает к этому привыкать и не задается вопросом, кому принадлежит марка любимой воды, машины или кроссовок. А бирка «Made in China» уже сейчас маячит практически на каждом бытовом предмете.