Столичный автоинспектор Сергей Казанцев рассказал о состоянии автопарка Москвы. На февраль текущего года в городе зарегистрировано 3 миллиона 861 тысяча 450 автомобилей. При этом ежегодно парк увеличивается еще на 300–500 тысяч машин. При этом в начале прошлого года доля иномарок в автопарке столицы составляла 54,6%.
Глава московского ГИБДД рассказал, что еще в 1940 году в Москве было зарегистрировано всего 54 тысячи транспортных средств. Через десять лет их число увеличилось до 81 тысячи, к 1960 году – до 148 тысяч, а к 1970 – до 500 тысяч автомобилей. В период же с 2000 по 2009 год число машин в столице выросло на 45%.
Если рост автопарка восстановится, через пять лет в Москве будет насчитываться уже 4,6–5 млн машин.
При этом город можно назвать «подготовленным к увеличению автомобильной плотности» лишь в том случае, если у вас мигалка и сопровождение. Несмотря на реконструкцию отдельных магистралей, их пропускная способность давно себя исчерпала. И без того вялое в часы пик движение машин полностью останавливается, стоит проехать президенту, выпасть снегу или пролиться дождю.
Существующий план развития дорожной сети, увы, направлен лишь на то, чтобы сохранить движение хоть в каком-то виде. На то, что в городе появятся магистрали, способные оставаться скоростными в часы пик, никто уже и не надеется. Если не строить ничего, город действительно перестанет пропускать транспорт насквозь, а будет проглатывать машины как огромный питон, свернутый кольцами.
Оставить машину и пересесть на общественный транспорт так же сложно, как проехать до нужной точки сквозь пробки.
Система перехватывающих парковок, которую столичные власти анонсируют и обещают создать уже несколько лет, так и не функционирует. Единственное, на что способен Департамент транспорта и связи – это объявить о массовых незаконных парковках в городе. Специалисты насчитали 514 таких мест: большинство из них возле конечных станций метро. Там было решено ввести дополнительное патрулирование эвакуаторов.
В центре города, по мнению чиновников, проблем с местами тоже нет. После того как Лужков запретил брать плату за стоянку на обочине, можно поставить машину спокойно, говорят они. Но почти над всеми обочинами при этом висит запрещающий знак. Из-за нехватки спецпарковок люди просто вынуждены нарушать правила. Но в милиции и городской думе это называют ленью и строят фантастические планы по строительству парковок под водой (уже выбраны 24 возможных места), на крышах домов и эстакадах.
Не лучше ситуация обстоит и с гаражным строительством. Ракушки и пеналы уже почти полностью стерты с лица города из-за террористической угрозы. На их месте строят открытые стоянки или многоуровневые народные гаражи. Место на стоянке стоит около $5 тыс., на парковке официально от $10, но чаще гараж влетит в $20.
Чтобы расшевелить будущих владельцев народных гаражей, в городском правительстве разработан проект «единого парковочного пространства».
Согласно задумке разработчиков, парковаться в городе можно будет только там, где это разрешено, – за шлагбаумами, на специальных площадках или в гаражных комплексах. А там, где не разрешено, – там запрещено. То есть оставить машину на обочине, во дворе или переулке будет уже нельзя. «Неправильные» машины эвакуируют, и, если владелец оперативно свою машину не заберет, ее признают бесхозной и продадут с аукциона.
Штраф за неправильную парковку, конечно, тоже хотят поднять — до 5000 рублей. Чтобы точно неповадно было пристроиться возле конечной станции метро.
Зато пока Москва занимает всего лишь 46-е место среди других крупных городов по стоимости паркинга. По сравнению с Нью-Йорком, где оставить машину обойдется в месяц в $500–550, или Лондоном, где это будет стоить $1020 в Сити и $956 в Вест-энде. Тем, кто найдет парковочное место в Москве, придется заплатить за него лишь $250 в месяц. Лучше выкупить это место на пять лет вперед: потом конкуренция будет жестче.
В конце концов, великие столицы западного мира, несмотря на свой демократизм, именно так от транспортных проблем и избавляются — делая само появление человека в центре на автомобиле дорогим удовольствием. Просто въехав в центр Лондона, водитель уже «попал» на приличную сумму — ему придет счет. Поэтому он занимает собой Сити, только если может себе это позволить.