Ситуация с автопромом в Америке все больше напоминает российскую. Из-за экономического кризиса в США местный автопром оказался на грани исчезновения. Продажи крупнейших автокомпаний стремительно падают. С рынка американские автомобили активно вытесняют более современные «японки». На предприятиях General Motors, Ford, Chrysler проводятся сокращения, закрываются заводы. Вице-президент General Motors Роберт Лутц попросил у американского правительства $50 млрд для борьбы с кризисом, пишет The New York Times. «Американская автомобильная индустрия заслуживает поддержку со стороны правительства», — передает слова Лутца газета.
На самом деле американские автопроизводители уже задолжали государству $25 млрд и теперь просят удвоить эту сумму.
В сентябре Союз объединенных автомобильных рабочих и конгрессмены от Мичигана намерены провести через конгресс заем на $ 3,75 млрд. Решение по этой сумме должно быть принято до конца сентября, а в начале следующего года деньги должны попасть автопроизводителям. Кроме того, сенат предлагал выделить на развитие автопромышленности $6 млрд, которые пойдут на создание 60 тыс. новых рабочих мест.
Роберт Лутц заметил, что с помощью дополнительных средств автопроизводители смогут быстрее перепрофилировать свои заводы, так чтобы те вместо грузовиков и тяжелых внедорожников стали выпускать экономичные малолитражки и компактные кроссоверы. По оценке экспертов, на оборудование одного предприятия уходит в среднем от $75 млн до $2–3 млрд. По признаниям Лутца, американские малолитражки будут стоить достаточно дорого. Таким образом, чтобы при помощи доходов от их продаж можно было компенсировать убытки от низких продаж в сегменте внедорожников.
Меж тем, по словам экспертов, государственные деньги, скорее всего, не помогут американским автопроизводителям справиться с трудностями на местном рынке.
«Программа государства по поддержке американского автопрома оказалась неэффективной. Начиная с 2005 года денежные дотации автопроизводителям не приносили практически никакой отдачи», — пояснил директор по индустриальному анализу аналитического агентства Edmunds Джесси Топрак.
Пока же убытки GM продолжают расти. По данным аналитического агентства, в августе всего продажи автомобили в США упадут еще на 14%. Показатели General Motors снизятся еще больше — до 27,5%. По данным аналитиков, также сократятся продажи у Chrysler, Ford и Toyota. Меж тем, как отмечает Джесси Топрак, GM уже сейчас делает все возможное, чтобы стимулировать спрос на свои автомобили: автомобили продаются практически без дилерской маржи, на многие модели идут большие скидки, достаточно успешна рекламная кампания марки. «Однако в условиях слабой экономики усилия GM уходят впустую», — заметил эксперт.