Россия начнет раунд переговоров о подписании соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом только после того, как вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО). Об этом заявил глава Минэкономразвития Герман Греф, отвечая на вопросы журналистов в воскресенье в Казани. «Мы надеемся, что только после присоединения к ВТО РФ начнет переговоры по подписанию соглашения с ЕС», — сказал министр.
Срок действующего соглашения — основного документа, регламентирующего отношения России и Евросоюза — истекает 1 декабря 2007 года. Оно может быть не продлено вовремя. Подписание нового договора заблокировала Польша. Причина — запрет на поставки в Россию мяса оттуда, введенный в 2005 году в связи с подозрением, что польские предприятия реэкспортировали некачественную продукцию из третьих государств.
Отложенное соглашение должно было ввести режим свободной торговли между Россией и ЕС, а также урегулировать взаимоотношения в энергетической сфере. Заинтересованные чиновники ЕС настойчиво призывали Польшу и Россию урегулировать противоречия. Но уже перед недавним самарским саммитом Россия--ЕС стало ясно, что начать переговоры по новому соглашению не удастся: польское вето поддержали Литва и Эстония.
Вступление в ВТО снимает необходимость партнерского соглашения с ЕС.
«Большую часть необходимых нам рынков должно открыть вступление в ВТО», — считает экономист инвестбанка «Траст» Евгений Надоршин. Поэтому в такой тупиковой ситуации переговоры действительно разумно отложить. Надоршин отмечает, что ЕС больше заинтересован в создании режима свободной торговли, нежели Россия. Хотя мы в большом количестве потребляем импортные европейские товары, но берем с них большие таможенные пошлины. Производители ЕС заинтересованы в расширении рынка, а потому выступают за снижение пошлин и отказ от квот.
Нам же открытие европейского рынка мало что даст. «Сейчас страны Евросоюза свободно принимают от нас только сырье, но закрыты для той немногой более или менее технологичной продукции, которая у нас есть. Но даже если ограничения будут сняты в ближайшей перспективе, наши производители уже упустили свой шанс занять место на рынках ЕС, — говорит Надоршин. —
10–15 лет назад нам было актуально выйти в Европу. Но тогда наша власть была занята совсем другими вещами». За прошедшее время отечественные товары потеряли конкурентоспособность.
Очевидно, российские власти рассчитывают, что их решение ускорит прием России в ВТО. «Политический вектор сейчас направлен на повышение статуса России, поскольку пока ЕС не рассматривает ее как равного партнера», — отмечает Надоршин. В этом случае вступление в такую международную организацию, как ВТО, принесет больше дивидендов, нежели подписание договора с ЕС.
«Россия и Запад от попытки найти компромисс перешли к попыткам давить друг на друга, — констатирует начальник аналитического отдела Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов. — ЕС успешно использовал отказ Польши ратифицировать соглашение. Москва ответила симметрично, использовав ВТО».
Впрочем, вряд ли заявление Москвы повлечет прорыв в переговорах по вступлению в ВТО. «Существенных продвижений по этому поводу я не ожидаю», — признает Шатилов. Скорее Запад, и в особенности США, будут «руками» новых членов ЕС затягивать и этот процесс.