По словам источника The Financial Times, реальность сделки на $2,3 млрд с участием люксембургской Evraz Group S.A., о которой было объявлено в прошлом месяце, ставится под сомнение связями Романа Абрамовича с Путиным. Американские власти намерены исследовать связи российского олигарха с Кремлем в рамках проверки покупки компании Oregon Steel российским холдингом. По словам экспертов, комиссия американского правительства, которая занимается одобрением покупок американских компаний иностранцами, будет очень тщательно проверять предложение о покупке.
По словам бывшего заместителя американского казначейства Дэниела Линча, «правительству надо знать, владеет ли российское правительство «Евразом», управляет ли оно им и в какой степени оно на него влияет».
Ранее Oregon Steel и намеревавшаяся купить ее российская компания «Евраз» заявили, что подают документы в американскую Комиссию по иностранным инвестициям для добровольной проверки. Комиссия работает в закрытом режиме и имеет право запретить сделку «из соображений государственной безопасности».
Согласно заявлению российской стороны, компании уже подписали соглашение, в соответствии с которым сумма сделки составит около $2,3 млрд. Планируется, что $500 млн составят собственные средства «Евраза» и около $1,8 млрд будет привлечено в качестве заемного финансирования. Условия покупки соответствуют $63,25 за акцию и означают премию в 22,3% к средневзвешенной цене акций Oregon Steel Mills за последние три месяца или премию в 30,3% к средневзвешенной цене акций за последние шесть месяцев. По условиям соглашения вновь созданная дочерняя компания «Евраза» сделает предложение о покупке за наличные средства всех находящихся в свободном обращении обыкновенных акций Oregon Steel Mills и затем произведет слияние с Oregon Steel Mills. Совет директоров Oregon Steel Mills единогласно рекомендовал акционерам Oregon Steel Mills принять данное предложение.
В «Евразе» от комментариев отказались, переадресовав все вопросы к представителям «Миллхауса». Но и там прокомментировать позицию американских властей не захотели.
Опрошенные «Газетой.Ru» аналитики тоже пока немногословны. «Данное заявление носит скорее политический характер», — убеждён аналитик ИК «Капитал» Михаил Пак.
«Oregon Steel — компания публичная, что априори свидетельствует о том, что ее акционеры могут быть любыми, — соглашается Игорь Нуждин из ИК «Солид». — Думаю, причин, по которым «Евразу» могут отказать, нет».
При этом Наталья Кочешкова из ИК «Финам» отмечает, что покупки такого масштаба должны быть одобрены Кремлем, а претензии лишь подтверждают сложность реализации столь крупных сделок: «Не случайно некоторые компании, например НЛМК, идут по пути укрупнения за счет покупки более мелких активов». Правда, большинство экспертов всё же надеются, что сделка не сорвётся — по крайней мере, Романа Абрамовича считают пока более везучим, чем владельца «Северстали» Алексея Мордашова, который не смог поглотить люксембургскую компанию Arcelor. Напомним, что Мордашов на эту несостоявшуюся сделку получил в свое время официальное благословение высшего руководства страны.
Судя по всему, сторонники сделки найдутся не только в России, но и в США. По мнению руководителя отдела аналитики ИГ (организация запрещена в России) ВИКА Алексея Павлова, вето на сделку наибольший ущерб нанесет акционерам Oregon Steel, потому что вряд ли кто-то еще в ближайшее время предложит за компанию такую хорошую цену. В самом деле, за выход на рынок США «Евраз» платит и так достаточно много: почти $1550 за тонну производимого проката. Сравнимые оценки имеют лишь японские компании (около $1000–1200 за тонну) и российский НЛМК (около $1500 за тонну). По мнению Игоря Нуждина, при текущей чистой прибыли Oregon Steel срок окупаемости инвестиций «Евраза» составит около 20 лет, а при текущих денежных потоках и того больше.
Правда, российская сторона получит хорошую выгоду, если сделка состоится: при покупке Oregon Steel «Евраз» может рассчитывать на приток «живых» денег (сейчас «Евраз» с тонны производимой продукции получает $450–470, а Oregon Steel — $850–900) и гарантированный сбыт.