Реальный объем валового внутреннего продукта (ВВП) России во втором квартале 2006 года вырос на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, подсчитала Федеральная служба государственной статистики (Росстат) в понедельник. Номинальный объем произведенного ВВП во втором квартале 2006 года составил 6 трлн 343 млрд рублей в текущих ценах.
Эти данные превзошли ожидания многих экспертов. «Цифра впечатляющая. Это намного выше, чем консенсус-прогноз в годовом выражении, на целый процентный пункт», — говорит старший экономист УК УРАЛСИБ Владимир Тихомиров.
Такие новости могут заставить изменить и прогнозы по итогам всего 2006 года.
«Если раньше я предполагал 6,1% за 2006 год, то теперь это будет 6,3–6,4%», — признал аналитик. Напомним, что Минэкономразвития уже неоднократно повышало свой прогноз, начав с 5,8%. На данный момент МЭРТ ожидает рост ВВП на 6,6%.
Радостные новости отчета Росстата на этом не заканчиваются.
«Наиболее интересно в опубликованной статистике ускорение роста обрабатывающей промышленности — рост составил 7,1% к аналогичному периоду 2005 года.
Ранее в этом секторе отмечались гораздо более низкие темпы: рост за первый квартал составил только 4,6%, за весь 2005 год — 4,4%», — отмечает аналитик ИК «Финам» Ольга Беленькая.
Однако эксперты считают, что рано говорить о наметившейся положительной тенденции. «Если взять месячную динамику по сектору, мы увидим, что после резкого роста показателя в мае наблюдался спад в июне и июле — 2,9%, что очень немного», — заявил Тихомиров. «Скорее всего, майский скачок темпов роста в промышленности был обусловлен сезонными колебаниями: меньшее число рабочих дней, низкий уровень базы для сравнения», — объясняет Беленькая. Кроме того, рост мог проявиться из-за того, что май 2005 года был для промышленности крайне неудачным.
Поэтому, вполне возможно, в будущем промышленность опять продемонстрирует не очень хорошие показатели. Развитие промышленности, по мнению Беленькой, сдерживают «высокая степень износа производственного оборудования, устаревшие технологии, дефицит инвестиционных ресурсов, высокие производственные издержки, укрепление рубля, вытесняющее отечественные товары импортными».
Детальный анализ неожиданного роста ВВП показывает, что не все так хорошо, как кажется. Более того, проблемы наблюдаются в главных отраслях современной России — продолжается стагнация в секторе добычи полезных ископаемых. «Если в первом квартале рост отмечался на 1,7%, то во втором — 3,5% — немного больше, но, тем не менее, существенно ниже, чем в 2003–2004 годах», — напоминает аналитик ИК «Финам».
Причиной такой заминки в добывающем секторе стали высокие налоги, отсутствие стимула для инвестиций и цены на сырье. «Уровень цен остается довольно высоким, поэтому увеличение объемов производства не является первоочередной задачей», — говорит Беленькая.
Анализ показывает, что формально рост нашего ВВП обусловлен несырьевыми отраслями российского хозяйства, что само по себе должно радовать правительство.
Двигателем прогресса стали строительство и сектор услуг.
«В первую очередь, это строительство и недвижимость — рост на 12,3%. А кроме того, транспорт и связь, — рост на 7,9%», — уточняет Тихомиров. Помимо этого рост ВВП обеспечили финансовая деятельность, гостиницы, рестораны и торговля.
Само по себе развитие этих секторов российской экономики является положительным фактором.
Однако соотношение темпов роста сектора услуг и производства вызывает у аналитиков большие опасения.
«Было бы лучше, если бы было наоборот», — считает Беленькая. «Это нормальная картина для развитых стран: промышленность занимает 11–12% ВВП США, — замечает Тихомиров. — Но наш рост в потребительском секторе обеспечивается увеличением покупательной способности граждан за счет доходов от экспорта. Это значит, что теперь наша экономика гораздо более сильно привязана к ценам на сырье — так называемая «голландская болезнь»: мы обеспечиваем больший рост ВВП не за счет увеличения объемов добычи нефти или металлов, а тем, что мы продаем те же объемы за большие деньги».
Такое положение создает реальную угрозу для экономики страны. «Если цены на нефть снизятся, это больно ударит по поступлениям в бюджет, а это может вызвать «замораживание» или даже снижение зарплат, что понизит потребительский спрос и сократит рост ВВП», — предупреждает Тихомиров.