Очередная встреча представителей 50 стран, входящих во Всемирную торговую организацию (ВТО), в рамках дохийского раунда переговоров началась в пятницу, 30 июня. За три дня участникам предстоит попытаться договориться по вопросам, которые безуспешно обсуждаются с 2001 года. Или отказаться от идеи о том, что ВТО может быть площадкой для эффективных переговоров. Как полагают эксперты, возросшее влияние азиатских стран требует пересмотра стратегий существующих в настоящее время всемирных организаций.
Дохийский раунд переговоров о либерализации мировой торговли, стартовавший пять лет назад, затянулся из-за принципиальных разногласий между участниками. США и группа развивающихся стран заинтересованы в снижении барьеров Евросоюза для своей сельскохозяйственной продукции. ЕС готов уменьшить импортные пошлины на 46%, однако Бразилия, Индия и Китай вместе с другими участниками «группы 20» требуют снижения на 54%, а США — на 60%.
Вторая проблема — снижение субсидий сельскому хозяйству. Исход переговоров в этом вопросе зависит от решения США и ЕС, которые должны будут существенно урезать поддержку своего сельскохозяйственного сектора. Третье условие касается снижения пошлин на импорт промышленных товаров. Здесь на уступки придется пойти «группе 20». Пока ни одна из сторон не желает первой начать перемирие. В этом году проблемные переговоры даже были вынесены из официальной повестки в рамки неформальных консультаций.
Генеральный директор ВТО Паскаль Лами назвал встречу в Женеве «моментом истины»: компромисс повысит шансы на завершение раунда до конца 2006 года, а отсутствие согласия поставит его под угрозу срыва.
«Совещание должно стронуть с мертвой точки дохийский раунд переговоров, либо оно рискует положить конец дискуссиям о свободной глобальной торговле. В любом переговорном процессе наступает момент, когда что-то делать уже поздно. Момент, когда министры должны расколоть орех, наступил уже сейчас, а не позднее», — заявил Лами. Он считает, что на уступки должны пойти все.
Затянувшиеся разногласия между странами-участницами ставят под сомнение смысл существования ВТО как организации, регулирующей правила мировой торговли. И эксперты не верят, что дохийский раунд сдвинется с мертвой точки. Встреча в Женеве предваряет саммит «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Как пишет The Financial Times, даже встреча лидеров ведущих держав не поможет преодолеть кризис в ВТО: «саммит не сможет дать никакого толчка тупиковым торговым переговорам в рамках дохийского раунда, хотя все наверняка будут утверждать обратное».
Россия начала переговоры о вступлении в ВТО десять лет назад. За это время ей удалось выполнить необходимые условия и получить согласие всех стран, кроме США. Членство во Всемирной торговой организации обещало облегчить доступ российских товаров на рынки других стран-участниц, и это был серьезный стимул для выполнения всех требований. Однако с провалом переговоров в Женеве станет окончательно ясно, что для США и Евросоюза главное — собственные экономические интересы, а не принципы мировой торговли. В частности, один из предметов конфликта дохийских переговоров непосредственно затрагивает и наши интересы. От России при вступлении в ВТО требуют ограничить поддержку своего сельского хозяйства суммой $9 млрд (реальный объем поддержки в 2004 году составил $3,5 млрд). При этом, напоминает министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, «страны ЕС в десятки раз выше дотируют свое сельское хозяйство, чем мы, они еще пытаются завоевать российский рынок и отнять у нас традиционные рынки третьих стран». Так, в настоящее время в ЕС размер субсидий за одну тонну экспортируемого зерна составляет $12, каждый килограмм мяса субсидируется на 25%, сливочного масла — на 50%. Таким образом, констатирует глава Минсельхоз РФ, «ЕС делает нас не конкурентоспособными на мировом рынке».
Главная причина неэффективности переговоров на протяжении пяти лет заключается в отказе развитых стран признать изменение баланса сил в мировой экономике, считают эксперты. Ведущая роль в этих процессах сместилась в сторону азиатских стран, чье мнение по инерции не учитывается глобальными финансовыми структурами. Эксперты склоняются к мысли о том, что США и ЕС, привыкшим к безоговорочному выполнению их условий, пора привыкнуть к мысли о том, что появляются новые игроки, чей совокупный вес в мировой экономике может потеснить бывших лидеров. И это касается не только ВТО. «Даже если признать за Россией право на место в «группе восьми» и прибавить ее ВВП к показателям всех остальных, получится всего лишь около 45% мирового продукта, чего совершенно недостаточно для выстраивания какой-либо генеральной линии, — подводит итог профессор Джорджтаунского университета Уильям Ричард Смизер. — Первый и существенный шаг, который необходимо сделать, — пригласить в ряды «большой восьмерки» Индию и Китай, превратив ее в «большую десятку». Таким образом, доля в мировом валовом продукте, приходящаяся на эту группу стран, снова перевалит за 60% — уровень, достижение которого действительно необходимо для принятия решений, подтвержденных реальным влиянием. Хотя определенные проблемы испытывает и та и другая страна, в финансовой или торговой сферах сегодня без них невозможно принятие ни одного серьезного решения».